Младший научный сотрудник Музея русского патриаршества, член арзамасской Молодежной палаты, светский куратор по работе с молодежью благочиния города Арзамаса, автор уникальных экскурсий по этому древнему городу. Мы беседуем с Алексеем Андроновым, который уверен: интересное можно открыть даже в самых обыденных вещах.
По Шекспиру и не только
Светским куратором по работе с молодежью Арзамасского благочиния Алексей стал меньше полугода назад. Первое мероприятие, которое он провел в новой должности, имело самое непосредственное отношение к его основной работе в арзамасском Музее русского патриаршества. Во время ночи искусств было решено провести квест в месте, где его еще никто никогда не проводил, — в подвальных помещениях Воскресенского собора.
— Получилось, что этот собор помог сплотить вокруг себя наши арзамасские общественные волонтерские организации, — рассказывает Алексей. — Они подружились с благочинием, помогали нам в организации квеста. Он, кстати, получился очень насыщенным. Были вопросы и об истории города, и об истории собора. К сожалению, уровень культуры сейчас оставляет желать лучшего. Это показал недавний соцопрос в Арзамасе. Да и мой опыт говорит об этом. У нас в городе несколько интереснейших музеев, но большинство посетителей — москвичи и петербуржцы. Им все любопытно. А у нас нет культуры интересоваться историей своего города, любить свое наследие. Своей разнообразной работой в музее мы пытаемся это исправить.
Интересным можно сделать все, уверен Алексей. Не хотят современные дети читать «Ромео и Джульетту» — что ж, можно рассказать им схожую жизненную историю и провести такие параллели, что сразу побегут в библиотеку за Шекспиром.
— Я рассказываю о наших арзамасских ромео и джульетте, — поясняет Алексей. — Дочь самого богатого купца, то есть самая завидная невеста Арзамаса отказывала всем, кто к ней сватался. А почему? Потому что влюбилась в кассира своего отца. В итоге она и ее любимый разошлись по монастырям. Не убивали себя, как у Шекспира, а сохранили свою чистоту.
Из учителя в экскурсоводы
Музейным работником Алексей стал, можно сказать, случайно. Учась на пятом курсе Арзамасского педагогического института, он преподавал в школе русский язык и литературу. Работа нравилась, но пришло время идти в армию… Вернувшись, обнаружил, что в школе вакантных мест нет. Судьба нашла его 2 августа 2013 года, когда по дороге в Свято-Николаевский монастырь он решил заглянуть в старинное здание на Соборной площади. В нем оказался открывшийся за день до этого Музей русского патриаршества, о чем Алексей не подозревал. С хранителем фондов музея Тамарой Антоновой он встречался раньше на совместных проектах. Она и предложила выпускнику пединститута попровать себя в роли экскурсовода.
Предложение заинтересовало Алексея. Но было одно «но». Никогда раньше он особо не интересовался ни историей родного города, ни, тем более, историей патриаршества. Проще сказать, практически ничего не знал обо всем этом. Ему дали неделю, чтобы он смог составить авторскую экскурсию по музею. За это время нужно было изучить историю русского патриаршества, сочетать ее с имеющейся экспозицией, написать текст экскурсии, выучить его…
Наступил день, когда претендент на должность экскурсовода должен был представить свою экскурсию зрителям. Да не простым посетителям! Смотреть и слушать Алексея приехали музейщики Нижнего Новгорода и области, журналисты, работники архивов — почти 40 человек! Конечно, он очень волновался, но экскурсия понравилась.
С тех пор прошло более семи лет, интересных, насыщенных, творческих. Алексей убедился в ошибочности стереотипа, который и сам раньше принимал за истину: многие считают, что профессия экскурсовода скучна и однообразна. В музей приходят взрослые и дети, местные и иностранцы — для каждой группы экскурсовод творит новую языковую форму.
Все начинается с правильного детства
— Мне хочется, чтобы у детей, которые приходят к нам в музей, было интересное детство, — заявляет Алексей. — Я сам воспитывался в уникальных условиях, в уникальном месте — на Кольском полуострове, в военном городке. Северное сияние, полярный день, полярная ночь, зайцы на улицах, поля морошки, брусники, черники. У нас во дворе стоял огромный деревянный корабль. Не бутафорский, а настоящий, который раньше ходил в плавание. Мы по нему постоянно лазили, все крутили. А в школе был живой уголок. До сих пор помню ощущения, когда тебе в руки дают подержать живую полярную сову. У нее размах крыльев с меня ростом. Она уже слепая была, спокойная, детей любила. Любовь к жизни, к людям, к месту, где живешь, к стране закладывается в совсем юном возрасте. К сожалению, в жизни много вещей ненастоящих, много «обертки», а ребенок должен чувствовать вкус к правильной жизни.
Говоря о современных детях, Алексей утверждает: они замечательные. Умные, думающие, умеющие ставить цели и добиваться их. Главное, чтобы взрослые не забывали о том, что в детей нужно вкладывать, их нужно развивать.
Главная встреча
Уже прощаясь, Алексей заговорил о вещах, о которых мы, журналисты, иногда стесняемся спрашивать. Не каждый готов рассказывать о своей первой встрече с Богом, уж очень это личное.
— Мою жизнь можно разделить на два периода, — мой собеседник показывает на своем телефоне фотографию известного нижегородского пресвитера. — В 2005 году мне довелось встретиться с протоиереем Александром Соколовым. Через скорби, болезни, трудности. Нужен был совет. И как всегда в жизни бывает: ангелы с демонами борются, — один человек порекомендовал к гадалке ехать, а другой — к батюшке в Балахну. Поехали к нему на Сретение, в метель. Служба уже закончилась, но нас там как будто ждали. Моя встреча с Богом на праздник Сретения произошла именно через отца Александра.
Отец Александр благословил молодого человека и на службу в армии, и на работу в музее, и на пение в церковном хоре. Идея одного из мероприятий, которое проводится в Музее русского патриаршества, пришла Алексею именно благодаря пению на клиросе.
— Я часто пел на венчании, но всех подробностей об этом таинстве не знал, — вспоминает наш герой. — И пришла мысль составить мероприятие под названием «Самое красивое таинство Церкви». Мы говорим о традициях русской свадьбы, о том, как проходит венчание, как формировалось само таинство. Рассказываем, почему кольца надеваются, почему жених приходил с золотым кольцом, а невеста — с серебряным, почему во время венчания молодым на голову надевают венцы. Показываем фрагменты настоящего венчания. У нас есть старинные венцы, свечи, чашечки, из которых пьется вино.
Сейчас эта экскурсия — одно из самых любимых мероприятий у молодых посетителей музея. На него с удовольствием приходят арзамасцы-старшеклассники, студенты.
— Идей очень много, — признается Алексей. — И хоть я не историк, филологическое образование помогает в работе. Я стараюсь придать серьезной и сложной информации доступную и привлекательную форму. Нет больше удовольствия, чем творить! А музейная работа дает мне такую возможность.
Музейная педагогика
Несколько лет в Музее русского патриаршества ведется работа по направлению «Музейная педагогика». Курирует ее хранитель фондов Тамара Антонова. Среди ее помощников и Алексей Андронов.
— Это направление сейчас в приоритете, — делится опытом Алексей. — Несколько лет назад у Тамары Ивановны возникла идея, почему бы не раскрыть детям профессию экскурсовода. Написали грант, получили его. Набрали три группы детей разного возраста, начиная с первоклашек, для каждой написали программу обучения. Дети знакомились с устройством музея, с экспозицией, с методикой проведения экскурсий. Изучали материал, делали мини-экскурсии.
Два года назад в самом древнем храме Арзамаса — Спасо-Преображенском соборе, тогда полуразрушенном — организовали концерт духовной музыки.
— Кругом разруха, два светильника всего, остальные свечи, и мужской хор, — вспоминает Алексей. — Мы пели песнопения Божественной литургии, параллельно показывали их перевод. А наши юные экскурсоводы вели этот концерт от начала до конца. Это было незабываемо.
Современные дети тяготеют к видеоконтенту, не всегда правильному и полезному. Понимая это, в Музее русского патриаршества решили снимать мини-фильмы на разные темы. Вместе с детьми прописывается сценарий, потом съемки, монтаж.
— Совместно с Арзамасским коммерческо-техническим техникумом мы сделали фильм о старинном здании, в котором располагается один из корпусов техникума, — приводит пример Алексей. — Это бывший дом самого богатого купца Арзамаса. В фильме сыграли не только студенты, но и преподаватели. Есть у нас фильм и о взрыве 1988 года в Арзамасе. Снимали его в три часа утра, потому что на переезде, где случилась эта трагедия, постоянно машины.
Еще одна популярная форма музейной работы — городские квесты. Подготовка к ним занимает немало времени, зато и отдача велика. За полтора-два часа участники получают столько новой информации о городе, его людях и традициях, столько эмоций, что потом несколько дней вспоминают, как было здорово. А главное, некоторые из участников квеста потом вполне серьезно начинают интересоваться историей родного края.
Для детей, которые пробуют себя в профессии экскурсовода, это не только возможность ранней профориентации, но и замечательный опыт выступления на публике, работы с материалом. Все это обязательно пригодится им в жизни.
Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.