Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Нет доверия новому настоятелю: что делать приходу?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (170) 17:17, 24 июля 2019

Нет доверия новому настоятелю: что делать приходу?

Есть вопросы, задавая себе которые человек испытывает внутренний дискомфорт. Не нарушаю ли я свои принципы, не предаю ли веру, даже задумываясь об этом, не говоря уже — поступая так, как видится возможным? Но кто сказал, что, уверовав в Бога, мы автоматически лишаемся склонности к критическому мышлению, сомнениям и, увы, ко греху? Нет. Поиск продолжается, духовная борьба и работа над собой только начинаются. А за помощью и поддержкой мы снова обращаемся к пастырскому опыту. На вопросы читателей отвечает клирик храма в честь Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Недавно я впервые посетил Дивеевский монастырь. Экскурсовод рассказывала нам о брате и сестре Мантуровых. Для меня не совсем понятно было, как батюшка Серафим мог просить Елену за ее брата? Получается, что Бог дал ему такое право? Да, Михаил помогал обустраивать Дивеево, но разве от этого его жизнь была ценнее, чем его сестры?

— Действительно, такой эпизод из жития преподобного Серафима широко известен и вызывает у многих людей недоумение: как же так, в качестве послушания — умереть вместо другого человека? Как мог святой сотворить такое чудо? Неужели жизнь одного человека ценнее в глазах Божиих жизни другого? Я думаю, что, сколько бы мы ни искали ответа на эти вопросы, мы его не найдем, потому что измеряем все мерками смертных людей. Может быть, преподобный Серафим видел, что для души Елены спасительнее умереть сейчас, и он не ставил вовсе во главу угла «полезность» ее брата? А возможно, у святого были другие причины озвучить такое послушание. Не заменить смерть одного человека смертью другого, а лишь высказать словами то, что должно неизбежно произойти в действительности. Это все предположения. Ответ же известен одному Богу. Так мне кажется.

Я с детства верующий человек, вся семья ходит в храм. Всегда активно участвовал в приходских делах, в православном молодежном движении. Следующим летом я получу диплом об окончании вуза, и чем дальше, тем чаще думаю об отъезде за границу, потому что перспектив для себя здесь не вижу. Но гложет мысль, что ради удобства, получается, отказываюсь следовать тем традициям, в которых меня воспитывали, так как в глубине души я не верю, что можно любить родину, при этом десятилетиями жить вдали от нее.

— А в чем вопрос? Где бы ни жил человек, он может оставаться патриотом, осознавать себя русским. Примеров предостаточно. Другое дело, совесть. Почему человек покидает родину? Он уезжает за лучшей жизнью? Или его гонят? Или есть другие причины оставить Отечество? Так это уже проблема нравственного императива. Тем более, место жительства никак не может влиять на веру. Она или есть, или нет. Традиции — это одно, вера — другое. Апостол Павел так писал: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом…» (Евр 11:1). При чем же тут страна пребывания? Почитайте это послание, там о вере много сказано полезного. И еще: если вера ослабевает вдали от родины, то возникает вопрос: а была ли вера эта истинной?

Взрослый сын не работает, болен алкоголизмом. Стал поднимать руку. Уже нет сил, хочу заявить в полицию, останавливает моральная сторона — кажется, что нарушу и родительский, и христианский долг.

— Хорошо, когда есть моральная сторона, которая от поспешных поступков удерживает. Еще лучше, когда есть сторона духовная, и тогда вы точно знаете, как поступить. Ваш вопрос никакого отношения к религии не имеет. И все же вы задаете его священнику, хотя не он воспитывал вашего сына, который стал алкоголиком и поднимает на мать руку. Так что вам может ответить священник? Он посоветует молиться, что, скорее всего, вы и сами знаете, еще он скажет, что нужно прощать и любить. А вот как лечить вашего сына от алкоголизма и агрессии, подскажет нарколог и психиатр. Нам всем надо помнить: что посеешь, то и пожнешь. Золотые слова. Постоянно находят подтверждение в жизни.

Наш батюшка был отправлен на покой в силу возраста. Храм вместе с ним «поднимали» всей деревней, приход дружный. И вот пришел новый молодой настоятель, но отношения с ним не сложились. Всех знающих людей от хозяйственных дел по устройству храма он отстранил, все делает по-своему. Должны ли мы безоговорочно довериться ему или ему тоже стоит прислушиваться к нам?

— Безусловно, он должен прислушиваться к вам, знать мнение прихода, потому что приход — это вы. Не батюшка, не здание храма, не церковная утварь и бухгалтерия — вы! Как-то стали мы забывать, что при храме должен быть приходской совет, орган, который и принимает решения совместно с настоятелем. Еще ревизионная комиссия, она контролирует финансовую деятельность прихода. Избираются эти органы из вас — прихожан. А основной из этих органов — приходское собрание. Давно оно у вас проводилось? Давно на нем отчитывались перед церковным народом настоятель и все выборные органы? Устав прихода, как и Церкви в целом, никто еще не отменял. Будем знать Устав, сложатся отношения и с настоятелем. Литургия — общее дело. Забота о храме — общая забота. Амбиции нужно оставить за церковной оградой, с внешней стороны.

Можно ли снять нательный крестик, если я иду на праздник и хочу надеть украшения?

— Я не знаю, как и почему нательный крестик может помешать украшениям? Мы носим нательный крестик не как оберег. Если он на вас, вы с Христом, если снимаете, то, получается, отказываетесь от Христа. Как это возможно? Если вы стыдитесь своего крестика, который является знаком вашей принадлежности к Церкви Христовой, значит, вы стыдитесь Церкви и Христа. Он же предельно ясно сказал: «…кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным…» (Мф 10:33). Человек имеет дар от Бога — свободу. Вам никто ничего не может запретить. Но поступки мы всегда согласовываем с нашей христианской совестью.

Однажды в беседе с батюшкой сказал, что боюсь выступать перед большим количеством людей. Он дал послушание участвовать в миссионерских мероприятиях, чтобы побороть страх. Тем не менее  каждый раз мне некомфортно настолько, что я начинаю заи­каться. Можно ли не выполнять это послушание?

— Если вы принимали обеты монашества, то послушание духовника следует выполнять. Если вы мирянин, то для вас слова священника — лишь рекомендация, совет. Вы послушали, что он сказал, обдумали его слова, потом приняли решение — выполнять предложенное или объяснить, что вы этого сделать не сможете. Разумный священник поймет. Свободы выбора у человека даже Господь не отнимает. Это не я придумал. Вот что говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «…Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее — этой свободы…» Так что послушание должно быть по рассуждению, иначе оно никогда не станет «превыше поста и молитвы».

Могу ли я уйти в монастырь, если родители категорически против?

— Едва ли вы найдете у святых отцов слова о необходимости родительского благословения на монашеский путь. Дети становятся взрослыми, они сами уже могут распоряжаться своей жизнью. Сказано в Священном Писании: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф 19:29). В единственном случае нельзя уходить в монастырь без воли родителей — когда больные, престарелые родители нуждаются в уходе и средствах к существованию. Такой уход Господу неугоден — нельзя бросать одинокого, больного человека, надо ухаживать за ним до конца, а когда выполнишь свой долг, если Господь благословит, иди своим путем. Выбрал монастырь — иди в монастырь. Есть, конечно, Богом избранные, путь которых определен изначально. Это другое дело. Их мало. Например, преподобный Иов Почаевский в десятилетнем возрасте был пострижен в монашество. Когда ребенок тянется к Господу, не надо ему препятствовать. В благочестивых семьях так и поступают. Но бывает и по-другому, где родители — неверующие или малоцерковные люди. Они никогда добровольно не благословят детей на монашескую жизнь. Мать преподобного Феодосия Киево-Печерского противилась его желанию оставить дом, даже била его нещадно, о чем мы читаем в житии святого. Но он не свернул с избранного пути. Еще пример —  светильник современного монашества, святитель Игнатий Ставропольский. Таким образом, исходить надо из ситуации в семье. И если родители не больны, то вы вправе сами определять свою дальнейшую жизнь.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.