Текст Татьяны Гариной
10 августа – день особого почитания иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской
Для Дивеевской обители образ Божией Матери «Умиление» имеет особое значение. Именно эта икона являлась келейным образом преподобного Серафима Саровского, который основал Мельничную общину. Объединенная с Казанской общиной, она положила начала Дивеевскому монастырю.
Как известно из жития преподобного Серафима, в течение его земной жизни несколько раз ему являлась Пресвятая Богородица. По Ее повелениям святой обустраивал Мельничную общину — будущую женскую обитель: «Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою». «Место указала на востоке, на задах села Дивеева, против алтаря церкви Казанского явления Своего. И указала, как обнести это место канавою и валом; и повелела ему начать обитель сию, Ее четвертого вселенского жребия на земле, для которой приказала ему сначала из Саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и келии первые, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив оную к паперти церкви Казанского явления Своего», — говорится об основании Мельничной общины в записках духовного чада преподобного Серафима Николая Мотовилова.
Не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Не исключена связь названия «Умиление» с латинским именованием одного из типов Мадонны «dell’ Umilta» – смиренная, кроткая, покорная девушка, Дева Господня.
Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций – «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже – «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие». Таким образом, иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций.
На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28). Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент «Архангельского обрадования», то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго.
Поэтому неудивительно, что преподобный Серафим Саровский называл Богородничный образ «Всех радостей радость». Святой помазывал приходящих к нему елеем из лампады, горевшей перед его келейной иконой. После окончания земной жизни преподобного сестры Дивеевской обители бережно хранили образ. С ними он отправился в Муром после разорения монастыря в 1927 году. Впоследствии образ был передан на хранение благочестивым людям, а в 1991 году икону передали Святейшему Патриарху Алексию II.
Сейчас она находится в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, во Владимирской церкви. Раз в год, Великим постом, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы ее приносят в Богоявленский Елоховский собор или Храм Христа Спасителя на патриаршее богослужение.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.