Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
10 июля – день памяти преподобного Амвросия Оптинского (†1891).
Своим мнением об Оптиной пустыни как духовном центре России XIX века поделился декан философско-теологического факультета Нижегородского государственного педагогического университета, доктор философских наук, профессор Олег Парилов:
— Русская национальная идея — чрезвычайно емкий феномен. Под русской идеей понимают и неповторимый духовный облик русского человека, и основанное на уникальной ментальности особое призвание России в мировой истории, и, наконец, высшие провиденциальные планы бытия — «что замыслил Бог о России в вечности» (Владимир Соловьев).
Русскую идею нельзя создать или отбросить произвольно: она существует независимо от нашего субъективного желания. Особенно важной эта тема становится в XIX столетии — Серебряном веке отечественной культуры — и остается таковой до наших дней.
Очевидна незримая духовная связь творцов русской идеи с Оптиной пустынью. Быть может, под сенью стен обители возник знаменитый гоголевский образ Руси-тройки, мчащейся неведомо куда? Не в монастырской ли тиши рождались великие прозрения о сокровенных путях России у Ивана Киреевского, Владимира Соловьева, Федора Достоевского, Константина Леонтьева?
Приобщение к православно русскому мировоззрению Ивана Киреевского происходило постепенно. Он вышел из среды, откровенно враждебной православию и сам поначалу был западником по духу, но со временем приобщился к православной вере, воцерковился. Большую роль в этом сыграл оптинский старец Макарий. В последние годы жизни философ постоянно ездил в обитель, подолгу беседовал со старцем, вместе с монахами Оптиной переводил и издавал творения святых отцов Церкви. Лишь на исходе своей недолгой жизни Иван Васильевич выступил с программными статьями. Подлинным сокровищем и духовной основой русской культуры является православие; необходимо искать путь самобытного развития на почве православия, а не копировать слепо и бездумно западный опыт; народ, отказывающийся от собственной традиции, всякий раз переписывающий историю заново, не имеет шансов на будущее; в русской старине надо искать здоровые задатки жизни — эти идеи мыслителя стали классикой славянофильского воззрения. В Оптиной пустыни Иван Киреевский нашел свое последнее пристанище.
В 1877 году в поисках разрешения сложных метафизических вопросов в Оптину приехал Федор Достоевский. После долгих разговоров со знаменитым старцем Амвросием из-под пера писателя вышел собирательный образ русского инока (старец Зосима, «Братья Карамазовы»). Дар прозорливости старца, «почти пугавший» приходящих к нему, бесконечная любовь и умение сродниться душой с каждым, все отзывчивость — эти черты, угаданные великим мастером слова, выступают залогом успешного воплощения русской идеи в истории. Не случайно Федор Михайлович утверждал, что спасение России произойдет из монастыря, от инока.
Приняв постриг под именем Климент, последние годы жизни в Оптиной пустыни провел еще один русский гений и пророк — Константин Леонтьев. Мыслитель видел Россию наследницей Византийской цивилизации. В государстве византизм означает самодержавие, в религии — православное христианство; нравственный идеал отрицает «преувеличенное понятие о земной личности» и предполагает «разочарование во всем земном». Кроме того, византизм – «сильнейшая антитеза» идее «всеобщего благоденствия народов». Еще в конце XIX века философ прозорливо предупреждал, что Россия стоит на распутье: либо, поддавшись натиску западного либерализма, она утратит самобытность и станет во главе всемирного разрушения, «родит антихриста»; либо спасет себя и весь мир, ревностно сберегая византийские православные начала.
Так, в XIX столетии Оптина стала тем духовным центром, где формировалось и философски оформлялось русское национальное самосознание.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.