Текст Марины Дружковой
11 декабря Церковь вспоминает священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, священномученика Василия Завгороднего и мученицу Анисию Масланову.
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года. Он был правнуком знаменитого адмирала Василия Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком адмирала, морского министра Российской империи Павла Чичагова. Получил образование сначала в первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк. В 37 лет Леонид Чичагов получил звание полковника. К этому времени уже были напечатаны его литературно-исторические труды: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.», «Французская артиллерия в 1882 г.», «Записки о П.В. Чичагове».
В 1879 году Леонид Чичагов женился на Наталье Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Дмитрия Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.
Военная карьера не удовлетворяла Леонида Чичагова. Потеряв родителей, он привык искать утешение в религии. Чувство милосердия, желание помогать страждущим привели Леонида Михайловича к изучению медицинских наук и впоследствии он написал книгу «Медицинские беседы».
В 1891 году Леонид Чичагов объявил о своем желании оставить военную службу и вышел в отставку в чине полковника армии, решив избрать иной жизненный путь — священство.
28 февраля 1893 года он был рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двенадцати апостолов.
Через два года отец Леонид был определен священником для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа. В том же году неожиданно скончалась его жена, оставив четырех дочерей, из которых младшей было десять лет. Поручив воспитание дочерей двум доверенным лицам, отец Леонид поступил в Троице-Сергиеву Лавру и принял иночество. 14 августа 1898 года он был пострижен в мантию с именем Серафим.
После смерти настоятеля Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря архимандрита Досифея (Цветкова) отец Серафим был назначен на этот пост. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии. За пять лет своего управления он привел обитель в цветущее состояние.
Став священником, отец Леонид занялся по настоянию блаженной Паши Саровской составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая явилась самым значительным трудом его жизни.
«Летопись» была издана в 1896 году и преподнесена Государю, что повлияло на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима. В 1902 году архимандриту Серафиму было видение, как к нему в келлию вошел преподобный Серафим, поклонился в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее».
Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел встретиться с Императором Николаем II и склонил его в пользу открытия мощей.
По повелению Императора в августе 1902 года после освидетельствования останков старца Серафима 11 января 1903 года Синод принял решение о канонизации преподобного Серафима Саровского и постановил поручить архимандриту Суздальского монастыря и прокурору Московской Синодальной конторы князю Ширинскому-Шихматову принять заведование всеми подготовительными мерами для устройства и приведения торжеств прославления преподобного Серафима.
14 февраля 1904 года отец Серафим был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где пробыл год, а 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля был хиротонисан во епископа Сухумского.
На Сухумской кафедре епископ Серафим прослужил недолго и в 1906 году был переведен в Орел. В Орловской епархии он пробыл до 1908 года. Это время владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы с возложением на них обязанностей церковной благотворительности.
В 1907 году преосвященного Серафима назначили членом Синода; через год — епископом Кишиневским и Хотинским. В Кишиневе, как ранее и в Орле, он занялся возрождением приходов, имея уже богатый опыт.
В Кишиневе владыка Серафим прослужил до 1912 года, когда был назначен архиепископом Тверским и Кашинским.
Революция 1917 года застала архиепископа Серафима в Санкт-Петербурге; вернувшись в Тверь, он узнал, что епархиальный съезд проголосовал за удаление его из епархии и Синод, руководимый оберпрокурором Львовым, отправил его на покой.
Архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора 1917/18 годов. После Собора он был возведен в сан митрополита с назначением в Варшаву, но из-за сложившейся политической обстановки не смог отправиться к месту назначения, поселился в Москве и служил в различных храмах.
Во время Первой мировой войны архиепископ Серафим поселился в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой Лавры, где прожил, почти не выезжая, до конца 1920 года. В январе 1921 года он получил предписание Синода о необходимости ускорить возвращение в Варшаву православного духовенства и церковного имущества. В связи этими действиями 11 мая 1921 года владыка был вызван на допрос в ЧК, где ему было предъявлено обвинение за деятельность против русских трудящихся масс за границей. Митрополита арестовали 12 сентября 1921 года и поместили в Таганскую тюрьму. 14 января 1922 года по ходатайству дочерей Натальи и Екатерины Чичаговых президиум ВЧК постановил освободить митрополита. Всю зиму митрополит тяжело болел, однако 25 апреля судебная коллегия ГПУ приговорила его к ссылке в Архангельскую область.
В Архангельске митрополит Серафим прожил до конца апреля 1923 года, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву. 16 апреля 1924 года владыка Серафим был арестован секретным отделом ОГПУ за организацию открытия мощей Серафима Саровского (спустя 20 лет), но 17 июля 1924 году по ходатайству Патриарха Тихона был освобожден и поселился при Воскресенско-Феодоровском женском монастыре Владимирской области.
В 1928 году митрополит Серафим был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией. В то время, когда другие архиереи колебались в признании каноничности власти митрополита Сергия (Страгородского), митрополит Серафим признал ее сразу. Человек порядка, привыкший мыслить в категориях строгой иерархии, он считал восстановление централизованной власти наиболее важным делом. По отношению к власти владыка придерживался принципа: «Закон суров, но это закон».
В первую же неделю правления он собрал священников города и, указав им, что «не их дело церковная политика и не им осуждать архиереев», начал отчитывать за те непорядки, которые успел подметить за литургией. Он категорически запретил проведение исповеди во время литургии, так же как и общую исповедь.
Митрополит Серафим учредил благотворительное общество помощи военным, которые были не в состоянии вследствие болезни служить и были вынуждены выходить в отставку до приобретения прав на пенсию. Во время русско-японской войны по его благословению формировались санитарные поезда, и он сам собирал пожертвования.
В Петербурге митрополит прослужил пять лет, 14 октября 1933 года указом Синода он был отправлен на покой. Последние месяцы жизни митрополит провел на станции Удельная, где арендовал половину дачи. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, вечерами митрополит садился за фисгармонию и долго играл известную духовную музыку или сочинял сам. Благодатная жизнь подходила к концу. Митрополита арестовали глубокой осенью 1937 года. Ему было 84 года, и несколько последних дней он чувствовал себя совершенно больным, так что сотрудники НКВД вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму.
Допрос был формальностью. 7 декабря тройка НКВД постановила: митрополита Серафима — расстрелять. Расстреливали неподалеку от деревни Бутово рядом с Москвой.
Священномученик Василий Завгородний родился 20 марта 1893 года на Украине в селе Хижки Черниговской губернии в семье крестьянина Назара Завгороднего.
В 13 лет он окончил сельскую земскую школу и стал работать вместе с отцом и братьями в своем крестьянском хозяйстве. В поисках заработка в 1914 году устроился работать шахтером на Донбасс, но спустя год был призван в армию и направлен на фронт. В течение трех лет в годы Первой мировой войны воевал рядовым. После 1918 года он волею судеб оказался в селе Борское Самарской губернии, где прожил год и был вновь призван, но уже в ряды Красной армии.
В 1922 году Василий Завгородний сумел возвратиться к себе на родину в Черниговскую губернию. Женившись на простой крестьянке Марии Ивановне, он вместе с семьей переехал в уездный город Конотоп, где устроился конторским служащим. Вскоре, в 1923 году, у них родилась дочь Вера, а через два года — сын Алексей.
В 1926 году Василий Завгородний в городе Конотопе был рукоположен в сан диакона. В дальнейшем из-за притеснений и гонений со стороны местных властей диакон Василий служил в городе Бузулуке Оренбургской епархии. Именно здесь в 1929 году у них с матушкой Марией родился младший сын Михаил.
Начиная с 1933 года диакон Василий служит в Нижегородской епархии. Его семья жила на квартире в небольшом частном доме в слободе Кошелевка рядом с бывшим Печерским монастырем. Первым нижегородским храмом для отца Василия была Покровская церковь в центре города, а затем он стал служить вместе со священномучеником Евгением Яковлевым в Варварской церкви.
Незадолго до своего ареста в 1937 году диакон Василий перешел на службу в Тихоновскую общину при Успенской церкви на Новом городском кладбище (Бугровское кладбище на улице Пушкина). Это была одна из последних действующих нижегородских церквей. Храм был заложен в 1914 году по проекту знаменитого архитектора В. А. Покровского, но дальнейшие революционные события помешали достроить и освятить его.
27 мая 1925 года община верующих заключила договор на пользование недостроенным зданием церкви. Впоследствии здесь был освящен придел в честь святого преподобного Сергия Радонежского, где и совершались богослужения. 3 апреля 1934 года Новокладбищенский храм был передан обновленцам. Сергиевская община отказалась делить место богослужения с еретиками и покинула церковь. В 1935 году после закрытия Покровской церкви приход этого храма по указанию властей вынужден был перейти в кладбищенский храм. Тихоновской общине был предоставлен недостроенный и полуразрушенный второй этаж церкви. К 4 февраля 1936 года помещение удалось восстановить и получить официальное разрешение на проведение богослужений.
8 сентября 1937 года на основании агентурных доносов осведомителей было вынесено постановление на арест всех клириков нижегородской Новокладбищенской церкви. 20 сентября 1937 года диакон Василий Завгородний был арестован и помещен в спецкорпус горьковской тюрьмы. Ему предъявили стандартное обвинение как активному участнику церковно-фашистской организации. Спустя полтора месяца, 14 ноября 1937 года, его допросили, но несмотря на желание следователя получить признательные показания, диакон Василий категорически отвергал все вымышленные обвинения.
Решением особой тройки НКВД от 2–3 декабря 1937 года все арестованные священнослужители Нижнего Новгорода, в том числе и диакон Василий, были приговорены к расстрелу. 11 декабря 1937 года диакон Василий Завгородний был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.
Мученица Анисия Масланова родилась 25 декабря 1878 года в селе Бармино Макарьевского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. Ее отец Иван Масланов занимался рыбным промыслом на Волге и торговлей. Когда-то это было большое зажиточное село с благочестивыми традициями, жители которого свято чтили и исполняли заповеди Божии.
Молодой девушкой Анисия уехала в Нижний Новгород и устроилась работать прислугой в дом предпринимателя Ивана Шалыгина, который до 1907 года числился в мещанском сословии. Городская усадьба его находилась в центре города на улице Грузинской, в приходе Покровской церкви.
Когда Иван Шалыгин овдовел, Анисия стала его женой и полноправной хозяйкой не только дома, но капиталов. Она была гостеприимной и отзывчивой к нуждам простых людей, не забывала и о своих родственниках в селе Бармино. Денежными средствами она помогла сестре Анне построить добротный дом с каменным нижним этажом и рубленым верхним. Молитвенная и богоугодная жизнь — вот что было главной драгоценностью Анисии Маслановой.
После кончины мужа Анисия продолжала вести личную торговлю на Нижегородской ярмарке, владея при этом большим количеством недвижимости в городе. Когда же после 1918 года новые власти запретили заниматься торговлей частным образом. Одинокая, без семьи и детей, Анисия Ивановна полностью посвятила себя служению Церкви. Начиная с 1929 года она стала исполнять обязанности церковного старосты в нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви.
6 ноября 1937 года Анисия Ивановна была арестована и заключена в спецкорпус Горьковской тюрьмы, по обвинению в связях с нижегородским духовенством и в том, что ее квартира являлась местом сборищ антисоветских элементов: церковников, бродячих монашек.
На допросе 22 ноября 1937 года она виновной себя не признала.
К декабрю следствие было закончено, и решением особой тройки НКВД от 2–3 декабря 1937 года Анисия Масланова была приговорена к расстрелу. Она была расстреляна 14 декабря 1937 года и погребена в общей безвестной могиле.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.