Успенский пост начинается с 14 августа.
Продолжается он две недели (до 28 августа) — до праздника Успения Пресвятой Богородицы, поэтому и называется Успенским.
Церковь рассматривает этот пост как древнее установление. В 1166 году было точно определено количество дней этого поста.
Установлением Успенского поста Церковь побуждает верующих подражать Пресвятой Богородице, Которая всю Свою жизнь проводила в подвигах поста и молитвы, и особенно усиливает пост перед Своим Успением, а также побуждает нас к духовному преображению, рассматривая пост как действенное средство к благодатному внутреннему озарению.
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном.
А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — как умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост приближается по строгости к Великому посту: по субботним и воскресным дням и в праздник Преображения Господня он ослабляется.
Во время Успенского поста, кроме дня Преображения, церковным Уставом вкушение рыбы не дозволяется; в субботу и воскресенье разрешается елей и вино с вареньем; во вторник и четверг — варенье без елея; в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение.
В народе Успенский пост нередко называют Госпожинками: от обращения в молитве к Пресвятой Богородице — Госпожа. Еще его называют Спасовым, поскольку на это время приходятся праздники, посвященные Спасителю Иисусу Христу.
Начало поста — 14 августа — совпадает с праздником Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня.
В этот же день в храмы приносят мед на освящение. По древнему обычаю пчеловоды стараются принести первые вырезанные соты. Вот почему в народе этот день называют первым «медовым» Спасом. С этого дня благословляется употребление в пищу меда нового урожая.
[v76]При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.