Сайт Нижегородской епархии. Текст заведующего кафедрой церковной истории НДС Даниила Семикопова.
К числу особенно любимых и почитаемых во всем христианском мире святых относятся Косма и Дамиан, братья-врачеватели, святые бессребреники и чудотворцы.
Православная Церковь почитает три пары святых, живших, как считается, примерно в одно время, но в разных местах: 14 ноября — Космы и Дамиана Асийских; 14 июля — Космы и Дамиана Римских; 30 октября — Космы и Дамиана Аравийских. Таким образом, существует некоторая путаница в почитании этих святых. Посмотрим, что сообщает о них Священное Предание.
Косма и Дамиан Асийские
Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец-язычник умер, когда они были еще детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать, Феодотия. Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество недужных. С больных, которых они лечили, святые никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф 10: 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.
Святые братья скончались мирно, и их мощи были положены вместе в Феремане (Месопотамия).
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме
Братья родом из Рима, врачи по профессии, принявшие мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283–285). За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами». Своим добрым отношением к людям святые многих обратили к христианской вере. За это их заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».
После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней. Но старый лекарь-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для сбора редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.
Косма и Дамиан Аравийские
Они были почти современниками римским. Родина их — Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа. Когда слух о чудесах и их учении достиг гегемона Лисия, тот приказал взять их под стражу. Расспросив арестованных о вере, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не исполнили его приказание и исповедали свою веру во Христа. После многих мучений они были обезглавлены. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.
В Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского есть указание на различие святых: «Три суть двоицы святых безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (14 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе и камением поби их (14 июля). Третии же (30 октября) бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии».
Таким образом, Православная Церковь полагает, что прославляемые в различные дни святые бессребреники Косма и Дамиан — не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них скончались мирно, другие — мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.