Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 14 января — день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

14 января — день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

11:01, 14 января 2012

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

14 января — день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (+ 379). О нем рассказал кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Нижегородской духовной семинарии Алексей Дьяконов:

«Известно, что в первые три века Христианской Церкви чин совершения Евхаристии не был записан, но передавался из уст в уста. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329–379 годы), вопрошает: «Слова призывания в преложении хлеба причащения и чаши благословения кто из святых письменно нам оставил?». И далее объясняет причину отсутствия молитв священнодействия: «Ибо на что даже и взирать не надлежит некрещеным, о том, каким образом приличествовало учение письменно объявляти?» Таким образом, Божественная литургия, переходя из века в век, от народа к народу, получала разнообразные виды, сохраняясь при этом неизменной в своих основных чертах. То есть литургии разных Церквей различались лишь словами, выражениями и обрядами.

По сказанию святителя Амфилохия, епископа Иконии Ликаонской, святитель Василий Великий молил Бога «дать ему силу духа и разума совершить Литургию своими словами». По его шестидневной пламенной молитве Спаситель чудесным образом явился ему и исполнил его молитву. Святитель, будучи объят восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: «Да исполнятся уста моя хваления», «Вонми, Господи, Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего» и другие молитвы.

Чин Божественной литургии, составленный святителем Василием, представляет собой сокращение литургии апостольских времен. Известно, что в самые ранние времена епископы и другие предстоятели Церкви, совершая литургию, каждый раз творили молитву по непосредственному вдохновению Святого Духа. Так постепенно установился определенный чин. Этот чин, хранившийся в Кесарийской Церкви, святитель Василий Великий пересмотрел и изложил письменно, составив при этом ряд своих молитв, соответствующих по духу апостольскому преданию и древней литургической практике. Таким образом, литургия святителя Василия Великого принадлежит этому великому вселенскому учителю скорее по своей словесной формулировке, поскольку все важнейшие выражения были перенесены из древнейших апостольских литургий святого апостола Иакова, брата Божия, и святого евангелиста Марка.

Святитель Прокл, Патриарх Константинопольский, так говорит об этом: «Апостолы и после них Учители Церкви совершали Божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии в последующие времена, перестали приходить к слушанию литургии по причине ее продолжительности. Святой Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил ее, а после него еще более святой Златоуст».

Созданный святителем Василием чин литургии был принят всем православным Востоком. По прошествии времени святитель Иоанн Златоуст, снисходя все к той же немощи человеческой, произвел в нем новые сокращения, которые касаются, впрочем, главным образом лишь тайных молитв.

Литургия святителя Василия Великого в настоящее время совершается только десять раз в году: в навечерия Рождества Христова и Богоявления; в день памяти святителя Василия Великого — 14 января; в первые пять воскресных дней Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу».

[v2104]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.