Праздник Преображения Христова связан с событиями земной жизни Иисуса Христа, о которых рассказывают Евангелия от Матфея (XVII:1–9), Марка (IX:2–9) и Луки (IX:28–37).
Спаситель взял с Собою троих учеников — Петра, Иакова и его брата Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. После утомительного подъема апостолы задремали, Спаситель же начал молиться. Проснувшись от яркого света, апостолы увидели Своего Учителя — Его лицо просияло, а одежды сделались ослепительно белыми, и беседующих с Ним пророков Моисея и Илию.
Для всего еврейского народа явление двух самых авторитетных ветхозаветных праведников и ревнителей славы Божией было свидетельством Божественного достоинства Христа, опровергало ходившую молву, будто Иисус Христос есть пророк Илия и показало, что Христос действительно есть обещанный Мессия.
Чудо состояло и в том, что апостолы увидели не физический, а нетварный свет Богочеловека Христа. Пораженный апостол Петр выразил свое состояние словами: «Господи, хорошо нам здесь быть!». Светлое облако осенило всех, находящихся на горе, и услышали они голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
Таким образом, свидетельством Бога Отца подтвердилось предсказание Моисея о Мессии как о величайшем Пророке. Но только после Его воскресения апостолы поймут, что Иисус Христос — Бог, и лишь после Пятидесятницы, наученные Духом Святым всей полноте истины, провозгласят божество Сына как очевидцы Его Славы.
Начало празднования Преображения Господня относится к древним временам христианства — не позднее V века. В IV веке святая равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь этого события.
По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов нового урожая, поэтому в народе праздник называют Яблочным Спасом.
Примечательно, что это евангельское предание стало одним из излюбленных сюжетов в русской иконописи. Знаменитые образы Преображения Господня создавали такие прославленные мастера Древней Руси, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.