Текст Оксаны Москвиной
26 декабря Русская Православная Церковь чтит память священномучеников Александра Поспелова и Иакова Гусева.
Священномученик Александр Поспелов родился 21 марта 1883 года в городе Владимире в семье чиновника. Окончив Владимирскую духовную семинарию, Александр отправился в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Тимофеевской, которая была учительницей. Они поженились и впоследствии у них родились шесть детей — пять сыновей и дочь, два сына умерли в младенчестве.
В 1904 году Александр Васильевич был рукоположен в сан диакона, а впоследствии – в священника и служил некоторое время в селе Ваганове, затем в храме в селе Тетерине. В 1929 году отец Александр переехал в свой новый приход — при церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Кибергино. Он был отзывчивым пастырем для своих прихожан и прекрасным проповедником. С большой ответственностью относясь к слову, особенно к произносимому в церкви за богослужением, священник всегда тщательно готовился к проповедям, прочитывая накануне массу книг. Слава о его проповедях быстро разошлась по округе, и к нему в храм стали ходить даже те, для кого тропинка к церкви давно казалась заросшей. Староста храма не раз делал священнику замечания по этому поводу, говоря: «Брось, отец Александр, проповеди, они тебя до добра не доведут». Но священник не слушал его, и пока было время для проповеди — проповедовал и всегда был готов всем вопрошавшим его о вере дать ответ.
21 мая 1929 года в Кибергино приехали рабочие из города, намереваясь снять церковные колокола. Во время их работы вокруг колокольни собралась толпа крестьян. Сначала они стояли молча, но затем начали возражать против творимого варварства.
В первый раз отца Александра арестовали 25 июня 1929 года вместе с несколькими крестьянами. Он обвинялся в том, что «неоднократно пользуясь положением священника, обладая хорошим голосом, использовал религиозные предрассудки населения и говорил в церкви проповеди антисоветского характера, подогревая своим фанатизмом население, преимущественно женщин, доведя их до состояния открытой демонстрации с требованием, вопреки всем законным нормам и положениям и общественным интересам самого населения, наделить Поспелова землей и усадьбой в центре села». Речь шла о сельском сходе, состоявшемся незадолго до ареста отца Александра. На нем обсуждался вопрос выделения участка земли для строительства дома священнику и его семье.
3 ноября 1929 года священник был приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен на Соловки.
После возвращения из заключения отец Александр был возведен в сан протоиерея и 3 сентября 1932 года назначен священником в храм села Большое Песочное Выксунского района Нижегородской области. 14 апреля 1937 года за безупречное и ревностное служение он был награжден палицей.
21 ноября 1937 года протоиерей Александр был вновь арестован Выксунским РО НКВД как активный участник контрреволюционной группы церковников. 14 декабря тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Александр Поспелов был расстрелян 26 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.
Священномученик Иаков Гусев родился 19 октября 1887 года в селе Дивеево Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Иоанна Гусева. Жизнь семьи Гусевых была давно и прочно связана с Серафимо-Дивеевским монастырем, ведь они были потомками первого священника обители — протоиерея Василия Садовского, которому преподобный Серафим Саровский препоручил «дивеевских сирот».
По окончании школы Яков поступил в Нижегородскую семинарию, которую окончил 10 июня 1910 года. 30 января 1911 года был рукоположен в сан иерея и определен в священники села Худошина Ардатовского уезда. В Худошинской и Кадышевской земских школах отец Иаков преподавал Закон Божий.
30 мая 1914 года иерей Иаков Гусев был назначен священником Свято-Никольского храма села Елизарьева Ардатовского уезда. В селе семью священника сразу же полюбили: супружеская чета и их чада отличались особенной добротой и скромностью, необыкновенным радушием и гостеприимством. Отец Иаков был общителен и доступен для своих прихожан. К нему обращались за советом во всех духовных и житейских нуждах.
В 1927 году при ликвидации Серафимо-Дивеевской обители был арестован младший брат отца Иакова протоиерей Михаил Гусев. Через две недели его освободили, и он сразу уехал к владыке просить приход, а его семья перебралась в Елизарьево в дом к отцу Иакову. В тот год, как вспоминает дочь отца Михаила, дом их был полон нуждающимися в приюте родственниками. Отец Иаков и его супруга были всем как родные.
Дивеевская монахиня Серафима (Булгакова) писала, что их, гонимых монастырских сестер, братья-священники устроили жить в Елизарьеве. «Службы в Елизарьеве были только по воскресениям и по праздникам, да накануне сорокоусты, но, чтобы утешить нас, отец Иаков служил гораздо чаще. Мы пели и читали на клиросе в будни… Отец Иаков, бывало, едет на базар и чего-нибудь нам завезет: картошки, молока, а если сами придем, всего нам надают с матушкой: и хлеба, и молока, и меду, и ягод — сколько только сможем донести. Жить стало полегче». По благословению братьев Иакова и Михаила Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну.
Отец Иаков постоянно терпел притеснения со стороны властей: его обвиняли то в противодействии установке радио в селе, то в антисоветской агитации «среди отсталой части населения», то в организации развала колхоза. В 1930 году он был арестован и заключен под стражу в Горьковскую тюрьму. Дом был изъят. В 1931 году священника снова арестовали и «раскулачили».
В 1935 году последовал новый арест. Когда стало известно, что сельсовет решил закрыть елизарьевский храм и использовать его как зернохранилище, старушки договорились после воскресной службы 7 марта 1935 года идти по домам односельчан и собирать подписи против закрытия церкви. Батюшку обвинили в подстрекательстве. На допросах все старушки единодушно утверждали: «Никто нас не посылал, мы сами».
В 1935 году священник осужден не был, но два года спустя показания свидетелей и протоколы его допросов добавили к уголовному делу 1937 года. Отца Иакова арестовали 20 ноября прямо в храме и, не позволив даже зайти домой, увезли в арзамасскую тюрьму. В этот же день в Горьком был расстрелян его младший брат протоиерей Михаил.
Протоиерея Иакова Гусева допросили всего один раз, предъявив обвинение в антисоветской деятельности. Священник на допросах держался достойно и мужественно; как и младший брат, священномученик Михаил, виновным себя не признал.
24 ноября 1937 года было подписано обвинительное заключение, а дело передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД по Горьковской области. Второго декабря последовал приговор — расстрелять, имущество конфисковать. На выписке из протокола стоит запись: «Расстрелян в Горьком 26 декабря 1937 года».
В честь новомученика Иакова Гусева и его брата новомученика Михаила Гусева освящен один из приделов Казанского храма Серафимо-Дивеевского монастыря. Имена братьев включены в Собор Дивеевских святых, куда входят, в том числе, преподобные Серафим Саровский, Александра, Марфа, Елена Дивеевские, блаженные Пелагия, Параскева, Мария, инокини Матрона (Власова), Пелагия (Тестова) и Марфа (Тестова). В честь Собора Дивеевских святых построен храм на подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве, а в самом монастыре в Дивееве в их честь освящен один из приделов Благовещенского собора.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.