2 декабря Православная Церковь вспоминает святителя Филарета Московского. Святитель Филарет никогда не посещал Дивеевский и Саровский монастыри, не встречался с преподобным Серафимом Саровским. Но он всю жизнь почитал святого Серафима и заботился о монахинях Дивеевской обители после смерти угодника Божия.
По неисповедимому Промыслу Божию дивеевские сестры во время нестроений внутри обители неоднократно обращались к митрополиту Филарету за помощью.
«Требовались ум достопамятного святителя Московского, его сердце, а главное – душа, просвещенная Духом Святым, чтобы заглазно обсудить дело, прочувствовать и познать духом истину и властно положить предел козням врага человечества в месте, освященном стопами Самой Богоматери», – говорится в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».
В 1996 году святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, был прославлен Русской Православной Церковью. 14 апреля 1996 года, в Пасхальную ночь, настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии передали частицу честных мощей святителя Филарета (Дроздова).
Очевидно, святитель не оставляет своим покровительством Дивеевскую обитель и в настоящее время. Ныне в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря имеется икона с частицей честных мощей святителя.
Справка:
Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона (впоследствии священника). Первоначальное образование будущий святитель получил в Коломенской семинарии, затем, с 1800 г., в Троицкой Лаврской семинарии и вскоре, проявив большие способности к проповеди и языкам, обратил на себя внимание ее устроителя митрополита Платона (Левшина).
С 1803 г. Василий Михайлович уже сам здесь преподавал. Вскоре митрополит Платон убедил молодого семинарского учителя в необходимости принять монашество. Постриг с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого) был совершен в Свято-Духовской церкви Лавры 16 ноября 1808 г.
В 1809 г. святителя (уже в сане иеродиакона) перевели в Петербург, в том же году совершилось рукоположение его во иеромонахи.
В 1811 г. в сане архимандрита он стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии и занимал эту должность до 1819 г. Он блестяще преподавал различные богословские дисциплины. В это же время им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания — Ветхого и Нового Заветов. Однако в деле перевода он встречал постоянное противодействие, в том числе и со стороны ряда иерархов.
Спустя несколько лет Библейское общество было закрыто, а дело перевода Священного Писания приостановлено. Тогда святитель уже занимал Московскую митрополичью кафедру (начиная с 1826 г.). В то время его часто обвиняли в неправославии, и даже составляемые им катехизисы подвергались обязательной правке.
Тем не менее влияние святителя Филарета на жизнь Русской Церкви и государства было весьма значительно. Митрополита Московского любили и почитали духовенство и миряне не только из его епархии, но и из отдаленных мест за высокий духовный настрой, за благоговейное служение, за внимание к людям и – далеко не в последнюю очередь – за высокую образованность.
К его мнению прислушивались, за помощью и советом к нему обращались императоры Николай I и Александр II. Святитель Филарет в ту пору возглавил дела российского духовного образования, посвятив много времени и сил реформированию Московской духовной академии.
По благословению святителя в стенах академии начинает осуществляться перевод творений святых отцов. Известен интерес святителя к проблемам русской культуры, связь митрополита с ее видными деятелями (вспомним его знаменитую стихотворную переписку с Пушкиным).
В конце жизни святителю все же удалось выполнить задуманное — осуществить полный перевод на русский язык Священного Писания. Однако полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.
19 ноября 1867 г., после совершенного им с особым чувством и со слезами богослужения, по приезде домой святитель Филарет отошел ко Господу. Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна