Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 24 марта — день памяти святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского

24 марта — день памяти святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского

09:00, 24 марта 2012

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

24 марта — день памяти святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского. О нем рассказал кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов:

«Святитель Софроний (около 560–638) — великий святой и богослов Восточнохристианской Церкви. В молодости он был учителем-софистом, то есть преподавателем словесности, и имел прекрасное образование. Но еще молодым человеком ушел в монастырь — в лавру святого Феодосия, где познакомился и сблизился с блаженным Иоанном Мосхом. Вместе с Иоанном Софроний совершил паломничество по палестинским и сирийским монастырям.

Однако нашествие персидского царя Хосроя II помешало им возвратиться в Палестину, и старцы направились в Александрию, где жили довольно долго при святом Патриархе Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объехали монастыри и святыни Египта. После Александрии святые друзья совершили поездку в Рим, где блаженный Иоанн Мосх скончался около 620 года. Позже Софроний перенес его прах в лавру святого Феодосия.

В 630 году святой Софроний вернулся в Египет, где в тот период активизировались еретики-монофелиты. Здесь он выступил против Александрийского Патриарха Кира, который поддерживал эту ересь. В 634 году святой Софроний был избран на Иерусалимскую кафедру. Это было время начала арабского нашествия. В 637 году Патриарх Софроний был вынужден открыть ворота Иерусалима арабам. Он лично вступил в переговоры с халифом Омаром и смог договориться о мирной сдаче города. Вскоре после этих печальных событий, в 638 году, Софроний скончался.

Творения святого Софрония очень важны для православной традиции. Особое значение представляет его окружное послание, изданное при вступлении на Иерусалимскую кафедру. Здесь святитель предлагает подробное исповедание веры ввиду проявившейся монофелитской ереси. Впоследствии на VI Вселенском Соборе оно было принято как точное изложение веры.

Ученик святого Софрония преподобный Максим Исповедник станет главным борцом с ересью монофелитства и одним из величайших богословов православия. Именно преподобный Максим и святой Софроний указали на то, что во Христе была не только Божественная воля, но и воля человеческая, а значит, Он во всем, кроме греха, был человеком — таким же, как и мы. Монофелиты же отрицали, что у Христа была человеческая воля, тем самым урезая человеческую природу и разрушая Его единосущие нам. Но если Спаситель не единосущен нам по человеческой природе, то и мы не достигаем во Христе жизни в Боге. Святой Софроний первым увидел всю опасность монофелитской ереси, что в дальнейшем сделало возможным ее осуждение.

В историю христианской письменности святой Софроний вошел не только как богослов, но и как агиограф и литургист. Ему принадлежит знаменитое «Житие Марии Египетской», которое читается в Православной Церкви на пятой неделе Великого поста за богослужением, называемым «Мариино стояние».

Он завершил и издал «Луг Духовный» — труд своего покойного друга блаженного Иоанна Мосха. Долю его участия в написании труда определить сложно. Считается, что ему принадлежат похвала и сказание о чудесах святых целителей Кира и Иоанна (поводом к составлению было его чудесное исцеление от глазной болезни).

Следует отметить и работу святого Софрония над церковным уставом. Святой Симеон Солунский именно святителю Софронию приписывал введение устава обители святого Саввы в общее употребление в Палестине. Позднее этот устав станет основным и в Византии, и на Руси».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.