Сайт Нижегородской епархии. Текст Светланы Высоцкой.
Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии и еще в младенчестве остался сиротой. Детство и отрочество его прошли в ужасной нищете: иногда целый день ему приходилось работать у односельчан ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой позднее стал наставником.
Некоторые особенные обстоятельства жизни, в том числе чудесное спасение от смерти, расположили его к принятию иночества. В 1758 году его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было тогда принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много вольнослушателей.
В 1761 году, на 37-м году жизни, иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он служил викарием в Новгороде и около четырех — самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все это время он усердно проповедовал и призывал к этому священников.
В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на площадь в самый разгар веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более не возобновлялся.
Усердные труды постепенно расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет жизни (1767–1783) провел в Задонском монастыре. Большую часть времени он посвящал молитве, чтению слова Божия, благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм, коленопреклоненно и со слезами молился, читал по нескольку глав из Священного Писания.
Вся его 400-рублевая пенсия, а также пожертвования, которые ему направляли, шли на благотворительность. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город Елец, в местную тюрьму. Там он утешал заключенных, располагал их к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания, и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. При этом горькие слезы текли из его глаз.
По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто-то наносил ему оскорбление.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.