Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 27 февраля – день памяти священномученика Онисима (Пылаева)

27 февраля – день памяти священномученика Онисима (Пылаева)

08:09, 27 февраля 2024

Текст Татьяны Новиковой

27 февраля – день памяти священномученика Онисима (Пылаева), епископа Тульского и Белевского (1876 – 1938).

Священномученик Онисим родился 5 сентября 1876 года в деревне Марково Белозерского уезда Новгородской губернии в семье диакона Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию по 1‑му разряду и стал служить псаломщиком в военнокрепостном Ново-Георгиевском соборе, а спустя полтора года был перемещен к Двинскому крепостному собору с назначением учителем церковно-приходской школы при данном храме. Осенью 1899 года псаломщик Михаил Пылаев был переведен на службу к Карскому военному собору, где также исполнял обязанности преподавателя в приходской школе.

6 августа 1902 года он был рукоположен в сан священника и назначен военным пастырем 4‑го стрелкового полка. В 1904 году началась война России с Японией и полк, где служил отец Михаил, в числе прочих был отправлен на фронт в действующую армию. Отец Михаил в течение года участвовал в качестве полкового пастыря в Русско-Японской войне и был назначен благочинным 1-й стрелковой дивизии.

Священнослужитель отрицательно относился к начавшейся войне, считая, что для народа непонятны смысл и задачи войны и только поэтому последствия ее могут оказаться тяжелыми. Своих взглядов он не скрывал, и начальство отозвало его с фронта в тыл, назначив священником 37‑го Екатеринбургского полка. Этот полк был расквартирован в Нижнем Новгороде на территории так называемых Тобольских казарм, которые находились на окраине города по дороге на Арзамас. Вскоре отец Михаил был назначен гарнизонным священником Нижнего Новгорода.

В 1914 году началась Первая мировая война, и отец Михаил вместе с полком отправился на фронт, пройдя со своей паствой — солдатами — всю войну. 3 сентября 1916 года он был возведен в сан протоиерея.

В январе 1918 года священник вернулся в Нижний Новгород, а 15 марта 1918 года был уволен со службы из‑за закрытия в полках штатов священников в силу декрета новой власти об отделении Церкви от государства.

Начиналась гражданская война, и его мобилизовали в Красную армию, где он был сначала письмоводителем 1‑й бригады, а затем казначеем Нижегородской дивизии, которая сначала была отправлена на Южный фронт, а затем на Северный; здесь он пробыл до августа 1919 года. В 1919 году отец Михаил был назначен председателем ликвидационной комиссии 11‑й Нижегородской стрелковой дивизии и выбыл к месту ее формирования в Нижний Новгород. По окончании дел, связанных с роспуском дивизии, он поступил на службу в военную губернскую коллегию в качестве управделами.

10 декабря 1920 года протоиерей Михаил Пылаев подал прошение архиепископу Нижегородскому Евдокиму (Мещерскому), в котором писал: «Получив приглашение от приходского совета Свято-Троицкой Верхне-Посадской церкви занять место священника Верхне-Посадской церкви, оставшееся вакантным после смерти протоиерея Николая Фаминского, я согласился, а потому прошу Ваше Высокопреосвященство, если с Вашей стороны не встречается препятствий, назначить меня на указанное место».

Протоиерей Михаил Пылаев был назначен настоятелем в Свято-Троицкую церковь. Служение его здесь продлилось до 1925 года. К этому времени он вместе с тремя сыновьями, Георгием, Александром и Николаем, проживал в церковном доме причта на Большой Печерской улице. В 1922 году начался обновленческий раскол, когда обновленцы проявили себя как активные противники православия, причем одним из центров раскола стал Нижний Новгород, в котором архиепископ Евдоким возглавил обновленчество. Протоиерей Михаил Пылаев стал энергичным противником раскола, чем вызвал немалую ненависть обновленцев.

В декабре 1924 года некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться и обсудить, что возможно здесь сделать. 10 декабря несколько священников собрались в квартире у протоиерея Михаила Пылаева. Обсудив положение, они решили, что необходимо заняться изучением хотя бы тех апологетических вопросов, по которым у них есть необходимая литература, а затем каждый должен будет составить конспект на определенную тему и зачитать его собравшимся священникам.

Пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и это довольно быстро дошло до секретного осведомителя ОГПУ, который 22 декабря сообщил в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде организован кружок духовенства, имеющий своей целью изучение апологетической литературы на предмет «опровержения состоятельности марксизма как учения и борьбы с атеизмом», с этого времени за участниками кружка было установлено наблюдение.

Второй раз священники собрались 5 января 1925 года, на этой встрече присутствовали также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов). Прихожанин храма, в котором служил отец Михаил, преподаватель техникума, окончивший Санкт-Петербургский университет, прочел присутствующим лекцию на тему «Марксистский материализм». 15 января священники собрались на квартире автора лекции, и он здесь прочел ее вторично. В следующий раз священники собрались 5 февраля, и была прочитана лекция о происхождении мира. Следующая встреча состоялась 26 февраля, здесь священниками читались лекции на темы: «Религия и нравственность», «Спор о Боге», «Буддизм и христианство». Среди других присутствовали митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Макарий (Знаменский). Митрополит Сергий высказал пожелание на основе этих лекций устроить курсы для духовенства. Вечером все участники лекций были арестованы сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.

Отца Михаила обвиняли в том, что он «являлся руководителем тихоновского течения и пользуясь популярностью за свою стойкость и верность этому течению, служа центром внимания духовенства <…> организовал нелегальный кружок духовенства для борьбы с атеизмом». Содержали всех арестованных нижегородских пастырей (тринадцать человек) в Нижегородском изоляторе специального назначения.

Изначально участники данного кружка обвинялись по 123-й статье административного кодекса. Однако 13 марта 1925 года сотрудники Нижегородского ОГПУ, получив согласие начальника 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Тучкова на ликвидацию церковного кружка, предъявили священнослужителям обвинение в антисоветской агитации и заявили, что дело их будет направлено на рассмотрение в Москву.

В знак протеста против подобного решения трое обвиняемых, в том числе протоиерей Михаил Пылаев, обратились с соответствующим заявлением в Нижегородскую губернскую прокуратуру, в Республиканскую прокуратуру и Особую Комиссию при Наркомотделе по делам административной высылки.

28 марта 1925 года все находящиеся под стражей и, в частности, протоиерей Михаил Пылаев были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода.

1 марта 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) снял с протоиерея Михаила Пылаева церковное бракоблагословение из-за безвестного отсутствия супруги священника в течение 15 лет. 26 марта этого же года отец Михаил был пострижен митрополитом Сергием в монашество с именем Онисим, в честь святого апостола.

Спустя два дня, 28 марта, митрополитом Сергием (Страгородским), епископом Дамианом (Воскресенским) и епископом Васильсурским Макарием (Знаменским) он был хиротонисан во епископа Краснобаковского, викария Нижегородской епархии. Бывшее село Баки Варнавинского уезда Костромской губернии в 1923 году вошло в состав Нижегородской губернии и было переименовано в село Красные Баки. Именно здесь и предполагалось архиерейское служение епископа Онисима, но по причине его высылки из Нижегородской епархии этого не произошло.

26 марта 1926 года, рассмотрев материалы следственного дела «О нелегальном кружке духовенства в Нижнем Новгороде», Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку Онисима к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года».

Епископ Онисим вместе с протоиереем Александром Черноуцаном, бывшим настоятелем Воскресенской церкви, который также был осужден и выслан, избрал новым местом своего жительства город Воткинск, расположенный относительно недалеко от Нижнего Новгорода. В связи с этим 13 апреля 1926 года он был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии (Удмуртия). 23 декабря 1927 года в связи с 10-летним юбилеем революции срок ограничения прав для епископа был сокращен на одну четверть.

В 1927 году Сарапульское ОГПУ произвело массовые обыски у духовенства в Воткинске в поисках послания, которое распространялось от имени архиепископа Сарапульского Алексия (Кузнецова).

30 декабря 1927 года в доме священника Александра Бирюкова, секретаря епископа Онисима, был произведен обыск, во время которого было найдено 16 номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. Журналы были посланы по почте неким священником из Латвии в Москву и, в конце концов, попали к отцу Александру на прочтение.

27 января 1928 года отец Александр был вызван в Сарапул в ОГПУ и арестован. 4 февраля власти арестовали епископа Онисима и он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле с обвинением в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера».

22 июня 1928 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось более 15 православных архиереев, множество священников и мирян. На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто по непогоде ложась на дно лодки, зажигать огонь на маяке и, не имея возможности отогреться, возвращаться.

Перед окончанием срока заключения в лагере, 3 января 1931 года, Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Северный край, и из Соловков он сразу же был направлен в Архангельск, где и поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии.

За девять месяцев до окончания срока ссылки, 7 мая 1933 года, епископ Онисим направил митрополиту Сергию письмо, в котором он описывал свое тяжелое физическое состояние и болезни и просил исходатайствовать перед властями его досрочное освобождение «по старости и неспособности к труду». 25 мая это письмо попало к одному из начальников ОГПУ. 10 августа 1933 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило досрочно освободить епископа. В том же году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру.

Владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая к проповеднической деятельности и духовенство, из‑за чего иной раз входил с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать, оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать превратно. Владыка уговаривал священников по мере возможности не отказываться от проповеди, от просвещения народа словом, так как при отсутствии религиозного образования народ все более погружался во тьму невежества.

18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним было арестовано духовенство, служившее как в самой Туле, так и в селах, а также монахи и миряне. Свидетели по его делу, большей частью из самого арестованного духовенства, показали, что епископ говорил о тяжелой жизни верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству, служил в домах верующих молебны, а также совершил в храме постриг в монашество.

1 апреля 1936 года следствие было закончено. Епископ Онисим был обвинен в том, что, «пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя контрреволюционное духовенство и церковников, совместно с которыми занимался контрреволюционной деятельностью — подготавливал переход Церкви на нелегальное положение, распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих, обрабатывал молодежь в антисоветском духе, организовывал материальную помощь ссыльному духовенству, находящемуся в ИТЛ за контрреволюционную деятельность…»

16 апреля 1936 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к пяти годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Каргополь Архангельской области и поселился на его окраине в небольшом деревянном доме, в котором им была устроена домашняя церковь. Хозяева дома были глубоко верующие люди, с начала гонений принимавшие у себя ссыльное духовенство, и бывало, что здесь жили сразу несколько священников, которым хозяева всегда отводили отдельную комнату. Давая приют ссыльному духовенству, принимая исповедников Христовых и праведников, они, не будучи ссыльными сами, получали награду исповедников Христовых.

Недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке, поднялось очередное гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938 года, он был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. Через все годы заключения и ссылок он пронес драгоценную для него оловянную ложку, на которой заключенными была выцарапана надпись «Епископ Онисим». За обедом он всегда пользовался ею и всегда брал ее с собой в предвидении нового следствия и заключения. Но на этот раз он не стал брать эту ложку с собой, так как понял, что конца этому следствию не будет, не будет ни заключения в лагере, ни ссылки, а будет сразу Царствие Небесное — оставалось всего лишь в последний раз потрудиться и пострадать со Христом, чтобы навечно быть с Ним.

11 января 1938 года следствие было закончено, и епископ был переведен в тюрьму в город Архангельск. 13 января Тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938 года в Архангельске и погребен в безвестной общей могиле.

Во время Великой Отечественной войны Святейший Патриарх Сергий в своем заявлении правительству от 27 октября 1943 года, не зная о гибели большинства из архипастырей Церкви, указывал имена представителей епископата, которых бы он желал видеть в Москве для работы в составе нового Синода. Среди прочих бывших нижегородских святителей им был назван и Преосвященный Онисим.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.