Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
28 июня – день памяти святого пророка Божия Амоса (VIII век до Рождества Христова). О нем рассказал преподаватель Нижегородской духовной семинарии Павел Шитихин:
— Книга пророка Амоса входит в сборник 12 Малых пророков. Он первым из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его влияние. В данном ему откровении со всей ясностью было изобличено двоеверие израильтян, их национальное превозношение и суеверно-магическое понимание обрядов.
Святой Амос совершал свое пророческое служение в Израильском царстве, куда он пришел из Иудеи по Божию повелению около 760 года до Рождества Христова. В Израиле царила беспечность, чему способствовало успешное и победоносное правление Иеровоама II (786–746), который вернул все потерянные области и даже подчинил Дамаск. Среди израильтян было сильно ожидание «Дня Господня», когда народ Божий при помощи свыше одолеет своих врагов. Пророку же было открыто, что «День Господень» действительно придет, но он будет не внешним торжеством Израиля, а Судом Правды Божией, которая всех подвергнет испытанию (Ам 5: 18–20).
Пророк Амос, говоря об избранности народа Божиего, отмечал, что это не повод для гордыни. Израиль не имеет права превозноситься: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?» (Ам 9: 7).
Амос указывает израильтянам на их преступления: будучи избранным Богом народом, они порой поступают хуже язычников. Господь через пророка Амоса выносит приговор «благочестию» израильтян, пытавшихся успокоить свою совесть внешним соблюдением праздников и обрядов. Они приносили жертвы, отмечали субботы и другие праздники, но не исполняли нравственного закона, попирали суд и правду. Там, где нарушаются заповеди, культ становится кощунством: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших» (Ам 5: 21).
Рост богатства, имущественное расслоение, бесправное положение простых людей – все это было оборотной стороной политических удач Иеровоама II. Пророк Амос не мог не видеть всего этого. Явившись в Вефильский храм, он во всеуслышание предрек его гибель и конец царской династии. Главный вефильский священник Амасия, не смея взять пророка под стражу, велел ему покинуть Вефиль, на что Амос возразил, что он пророчествует не по своей воле, а по повелению Божию. Предсказав страшный конец всему дому Амасии и повторив пророчество о крушении Израиля, Амос отправился в столицу Северного царства — Самарию. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Для христианской Церкви слова пророка Амоса имеют непреходящее значение. Речи Христа Спасителя против фарисейства подтверждали правоту пророка: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Не случайно на Амоса ссылался первомученик Стефан, обращаясь к синедриону (Деян 7: 42).
Не следует думать, что пророк Амос хотел, чтобы предсказанное им совершилось. Он оплакивал «деву Израилеву», которая «повержена и некому ее поднять» (Ам 5: 2), и ему было открыто, что Суд Божий станет только вразумлением, а не гибелью. Господь восстановит скинию Давидову, соберет Израиль, распространит истинное богопознание по всем народам (Ам 9: 11–12). Именно такое толкование этого пророчества дал святой апостол Иаков на Апостольском соборе в Иерусалиме при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь (Деян 15). Текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой был положен в основу соборного постановления о принятии уверовавших язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.