Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, сподвижник святого апостола Павла, по преданию, был врачом. Он был прозелитом, то есть исповедовал иудейскую веру, не будучи евреем по национальности. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников Спаситель послал его на первую проповедь о Царствии Небесном. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука участвовал во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. У апостола Павла было слабое здоровье, ему необходим был врач. Когда святого Павла оставили все, кто разделял с ним благовестнические труды, апостол Лука продолжал сопровождать его (2 Тим 4: 10).
После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Священное предание считает его автором первых икон Божией Матери. „Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет“, — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие было написано им в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. В первых стихах (Лк 1-3) святой Лука четко определил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описать по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дать твердое историческое обоснование христианского упования (Лк 1: 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк 2: 19, 2: 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62-63 годах в Риме. Являясь продолжением Четвероевангелия, она повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования — Апостольский собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян 15: 6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго Пришествия Христова.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.