Текст Надежды Муравьевой
4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник входит в череду богородичных праздников, а по церковному Уставу относится к разряду великих двунадесятых, богослужение которых особенно торжественно и значительно. Тем не менее в Новом Завете о самом событии Введения не сказано ни слова. Сведения о нем Церковь черпает из так называемых апокрифических книг, а именно — из памятника II века «Протоевангелие Иакова».
Согласно этому тексту, родители Пресвятой Девы, Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила Дом Божий всем сердцем. Малышка, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена Первосвященником Захарией, будущим отцом Иоанна Крестителя.
По особому откровению, которое получил Первосвященник, он ввел Ее во Святая Святых, куда имел право входить только сам Первосвященник однажды в год (Исх 30:10; Евр 9:7) — этим была показана Ее исключительная роль в судьбе человечества.
Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет.
Живя при храме, Дева Мария посвящала Себя молитве, изучению Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решив сохранять девство и посвятить Себя Богу, была поручена заботам престарелого Иосифа Обручника.
В круге двунадесятых праздников Введение — самый молодой. Древние церковные месяцесловы упоминают его только с VIII столетия, на христианском Востоке он распространяется в следующем веке.
По толкованию отцов и учителей Церкви, ветхозаветный храм и богослужение указывают на новозаветные события и лица. Храм, а ранее него скиния Моисеева были вместилищем Славы Божией для древнего Израиля. В Новом Завете Сама Пресвятая Дева становится Храмом Бога, но уже в гораздо большей мере, ибо вмещает Невместимого Бога телесно.
Именно на праздник Введения богослужение более всего повествует о Богородице как о Храме Бога-Слова, как о Той, на Которой исполнились многие пророчества и прообразы Ветхого Завета. Она — «пророков проповедание и апостолов слава».
В событии Введения тесно переплетены Ветхий и Новый Заветы: Пресвятая Дева, Которую прообразовал ветхозаветный храм, сегодня Сама приводится в него, чтобы Своим присутствием наполнить этот ветхий храм новым смыслом и значением.
Праздник Введения говорит не только о торжественном вхождении Богородицы в храм — он служит «введением», предваряет и грядущий праздник Рождества Христова.
Знаковая особенность этого праздника — с него начинается пение знаменитого рождественского песнопения «Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите…». В русском переводе: «Христос рождается — славьте, Христос (грядет) с небес — встречайте».
До праздника Рождества еще более месяца, но мы уже начинаем переживать его в событии Введения.
Легкие и светлые песнопения праздника Введения не только напоминают каждому христианину о том, какой святыней для него является храм, но и призывают каждого еще стоящего за порогом Церкви совершить собственное вхождение в церковную жизнь.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.