Епископ Нижегородский и Арзамасский Макарий (впоследствии архиепископ Донской и Новочеркасский) родился 24 марта 1817 года в селе Ухолово Ряжского уезда Рязанской губернии в семье священника Кирилла Прокопьевича Подлесенского. При крещении был наречен Николаем.
Поступив в Сапожковское духовное училище, Николай, по тогдашнему обычаю и желанию родителей, получил новую фамилию Миролюбов. В пятнадцатилетнем возрасте юноша продолжил обучение в Рязанской духовной семинарии (1832–1838).
С 1838 по 1842 год обучался в Московской духовной академии, окончив ее по первому разряду, со степенью магистра богословия. В сентябре 1842 года определен в Нижегородскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии и латинского языка.
Через год возведен в степень магистра. Спустя еще год занял должность помощника инспектора семинарии. В 1845 году – профессора патристики.
2 июня 1846 года Миролюбов принял постриг с именем Макарий в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода. Изучая старинные книги и рукописи, надписи на зданиях церквей, иконах, колоколах, древних могильных плитах, расспрашивая старожилов о местной истории церковных построек, Миролюбов вместе с тем устанавливал связи с научными обществами и учеными России, публиковал материалы по церковной истории и археологии Нижегородского края.
Начиная с 1848 года на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» регулярно появлялись исторические статьи и сообщения профессора иеромонаха Макария. Деятельное участие принял Макарий в учреждении и работе Нижегородской временной комиссии по разбору древних актов, открытой по распоряжению императора Николая I в мае 1849 года.
Члены комиссии занимались тщательным обследованием архивов присутственных мест Нижегородской губернии: тогда были обнаружены многочисленные великокняжеские, царские и патриаршие грамоты, начиная с удельного периода и до середины XVIII столетия.
В 1851 году он подготовил книгу – знаменитую в будущем «Историю нижегородской иерархии, содержащую в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года».
Макарий стал также одним из первых историков Нижегородской духовной семинарии. Отдельными изданиями выходили в Москве его творения, написанные прекрасным языком и основанные на его собственных исследованиях древних рукописей: «Описание Оранской Богородицкой пустыни» (1848), «Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца» в двух частях (1851), «Архиепископ Питирим» (1851).
Долгие и лучшие годы Макария (Миролюбова) были связаны именно с Нижним Новгородом. Здесь же он начал один из главных своих трудов.
По инициативе архиепископа Иеремии, поддержанной Русским археологическим обществом, профессор объединил свои изыскания по местным церковным памятникам, дополнил их и издал в 1857 году под названием «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния». Всего было опубликовано более 30 книг, брошюр и статей по церковной истории Нижегородского края, написанных Макарием.
В Нижнем Новгороде он был известен не только как историк, ученый и один из выдающихся преподавателей семинарии, но и как попечитель: получил благодарность от Нижегородского попечительского общества и архипастырскую признательность и благословение «За отличную деятельность и усердие к пользе сирот духовного звания».
31 мая 1853 года Святейшим Синодом Макарий определен в Пермскую духовную семинарию на должность инспектора, а также профессора богословского класса. В том же году был присутствующим в Пермской духовной консистории.
10 января 1858 года архимандрит Макарий (Миролюбов) был назначен ректором и профессором богословских наук в Рязанскую духовную семинарию и настоятелем Рязанского Спасского второклассного монастыря.
17 июня 1866 года по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода архимандрит Макарий был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии.
На этом посту он пробыл всего год: 29 августа 1867 года по императорскому указу, он был назначен епископом Орловским и Севским.
С 1876 по 1879 год Преосвященный Макарий занимал Архангельскую и Холмогорскую кафедру.
В 1879 году Преосвященный вновь прибывает в любимый им Нижний Новгород, куда 23 мая был утвержден уже епископом Нижегородским и Арзамасским.
Памятником его деятельности на Нижегородской земле в этом сане стали многочисленные пастырские слова и поучения. Эти творения, публиковавшиеся в местной прессе и в учебных семинарских хрестоматиях еще при жизни автора, и по сей день являют собой лучшие образцы православной церковной проповеди.
Преосвященный Макарий остался в памяти нижегородцев как благотворитель: он пожертвовал 6000 рублей Нижегородской епархиальной женской богадельне; 4500 рублей на устройство в Нижнем Новгороде второго епархиального приюта для 25 девочек-сирот духовного звания, 3000 рублей на учреждение в Нижнем Новгороде во втором епархиальном приюте двух стипендий в память исполнившегося совершеннолетия Его Высочества цесаревича Николая Александровича (за благотворительные деяния неоднократно была объявлена Макарию Высочайшая Его Императорского Величества благодарность).
При нем в 1882 году возобновляется женская община в упраздненном ранее Макарьевском монастыре. По почину Преосвященного Макария в феврале 1884 года, в день памяти основателя Нижнего Новгорода – великого князя Георгия Всеволодовича, решено образовать Православное епархиальное братство во имя святого благоверного князя Георгия Всеволодовича.
Епископ Макарий неизменно покровительствовал также Нижегородскому братству во имя святых Кирилла и Мефодия, созданному для помощи беднейшим воспитанникам губернской гимназии.
7 июня 1885 года Преосвященный Макарий назначен епископом Вятским и Слободским.
Будучи архипастырем иной епархии, Преосвященный никогда не прерывал связь с дорогим ему Нижним. В 1887 году на личные средства епископа Макария в Нижнем Новгороде был открыт приют для девочек-сирот, названный в его честь «Макарьевским». Он был избран также почетным членом Нижегородского братства Святого Креста.
5 декабря 1887 года Высочайше повелено ему быть архиепископом Донским и Новочеркасским.
Преосвященный Макарий мечтал окончить свои дни в нижегородском Благовещенском монастыре – родной обители, где он принял постриг, поэтому испрашивал увольнения на покой «по своим телесным немощам». Святейший Синод прошение удовлетворил.
Получив разрешение Синода, к великому утешению своему, владыка Макарий стал немедленно собираться в путь, в Нижний Новгород. Подъезжая к Благовещенскому монастырю и завидя его храмы, Высокопреосвященнейший старец со слезами умиления произнес: «Слава Богу, теперь я дома!».
На Рождественской неделе он приобщился Святых Таин, а 5 января 1894 года рано утром в полном сознании отошел ко Господу, держа в руках крест.
На следующий день Алексеевский храм был полон людьми разного звания, пришедшими проститься с архипастырем. После отпевания и отдания последнего целования усопшему архипастырю гроб его был поднят на руки старейшим духовенством и при пении ирмосов «Помощник и покровитель…» отнесен в придел святого великомученика Пантелеимона, где и опущен в могильный склеп.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.