Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
9 ноября – день памяти преподобного Нестора Печерского (1056–1114). О нем рассказал преподаватель Нижегородской духовной семинарии, клирик семинарского храма в честь святителя Алексия Московского протоиерей Андрей Березин:
«Преподобный Нестор подвизался в Киево-Печерском монастыре, придя в эту обитель в 17-летнем возрасте, в конце жизни преподобных Антония и Феодосия. «От сей святой двоицы он (Нестор) принимает в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец молоко от сосцов… и еще не будучи иноком, обнаружил навык во всех иноческих добродетелях» — так писал о преподобном Несторе святой Димитрий Ростовский.
При игумене Стефане Нестор принял иноческий постриг, а затем был возведен в сан иеродиакона. Уже в зрелом возрасте (1091) блаженный Нестор удостоился чести обрести мощи преподобного Феодосия, почившего вскоре после прихода Нестора в обитель.
Мы почитаем преподобного Нестора не только как подвижника, но и как выдающегося древнерусского писателя. Он составил жития преподобного Феодосия Киево-Печерского, святых Бориса и Глеба, но самым известным его трудом, несомненно, является «Повесть временных лет».
Название летописному своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке: «Се повести временныхъ летъ черноризьца феодосиева манастыря печерьскаго. Отъкуду есть пошьла руськая земля и къто въ неи почалъ пьрвее къняжити и отъкуду руськая земля стала есть. Се начьнемъ повесть сию…»
В летописи инок-патриот излагает историю страны с 852 по 1110 годы в главных моментах ее становления. Он говорит о первом упоминании русского народа, о славянской грамоте равноапостольных Кирилла и Мефодия, о Крещении святой княгини Ольги, Крещении Руси при святом князе Владимире и многих других событиях. Первому русскому церковному историку мы обязаны также сведениями о первых митрополитах Русской Церк ви, о возникновении Печерской обители, ее основателях и подвижниках.
В своем труде Нестор использовал, очевидно, уже существовавшие летописи, «Византийскую хронику» Георгия Амартола, договоры русских князей с греками, наконец, народные предания.
По отзыву известного историка митрополита Макария (Булгакова), «Нестор был человек дарований необыкновенных и обладал разнообразными сведениями богословскими и историческими, которые приобрел через чтение книг и собеседование с отцами бывалыми и опытными…» Далее митрополит Макарий справедливо замечает, что «на описываемые события наш первый летописец смотрит как сын Православной Церкви, во всем видит следы Промысла Божия, делает назидательные замечания. Летопись его, столь любимая нашими предками, бы ла одним из благодетельнейших средств к нрав ственному воспитанию народа».
Преподобный Нестор заложил один из краеугольных камней русской исторической науки. Он писал летопись примерно до 1112 года, завещав инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший «Повести временных лет» современный вид, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский (благословивший великого князя Георгия Всеволодовича на основание Нижнего Новгорода), списатель «Киево-Печерского патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается среди других источников на летописи преподобного Нестора.
Погребен преподобный в Киево-Печерской Лавре, в Ближних (Антониевых) пещерах».
[v1465]При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.