Сайт Нижегородской епархии. Текст Марины Дружковой.
Священномученик Михаил родился в 1883 году в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского. Дед отца Михаила был настоятелем храма в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе.
В селе Бортсурманы, на месте подвигов святого праведного Алексия Бортсурманского, отец Михаил служил с 1910 года. Прихожане любили его за доброту, благочестие и безупречное исполнение пастырских обязанностей.
Летом 1918 года по реке Суре отступала группа войск Колчака. Жители многих окрестных деревень думали, что он освободит их от большевиков. Некоторые поднимали восстания и брали под арест местные большевистские власти. В ответ на это большевики направляли туда красные карательные отряды. Когда такой отряд подошел к Бортсурманам, в селе ударили в колокола. Это не понравилась карателям, они вошли в село и начали аресты. Вместе с отцом Михаилом были арестованы чтец Евлампий Павлович Николаев, Николай Мигунов, Николай Небасов и другие крестьяне — всего 29 человек.
Решение было принято заранее — всех арестованных казнить. Всю ночь их избивали. С особенной жестокостью мучили отца Михаила. За неимением иного, мучители обвиняли его в том, что он велел звонить в колокол и ждал с радостью отряд Колчака.
Чтобы не вызвать среди жителей села возмущение, палачи объявили, что все арестованные будут отправлены в Курмыш для суда. Однако страстотерпцы знали об уготованной им участи и готовились к смерти, каясь и исповедуясь.
9 сентября перед полуднем колонна из тридцати человек в сопровождении карателей двинулась по Курмышской дороге. Отец Михаил шел впереди и громко пел погребальные песнопения. Так прошли пять километров. У овражного места, называвшегося Степанихой, всем было велено выстроиться в ряд.
Отец Михаил опустился на колени и с воздетыми руками молился Богу. Ни одна из шестнадцати попавших в него пуль не смогла оборвать его жизнь. Это было явным знамением чуда, и тогда один из палачей подошел к священномученику и заколол его в сердце штыком.
Из тридцати человек один остался в живых — Иван Петрович Курепин. Он и рассказал о подробностях мученической кончины священника, церковного чтеца и двадцати семи крестьян.
После убийства каратели послали одного из местных жителей в Бортсурманы сказать, чтобы забирали тела или закапывали здесь — все должны быть похоронены к вечеру. Крестьяне приехали на подводах и забрали всех, а на месте расстрела поставили крест с надписью.
Вечером все убитые были похоронены в пяти братских могилах. У трех из них — священномученика Михаила, чтеца Евлампия и волостного писаря — родственников в селе не было, и гробы сделать им не успели. Гробом священномученику послужили гробы его прихожан, на которые он был положен и которыми окружен.
Матушка Мария написала властям в Москву, спрашивая, за что убили ее мужа-священника. Из Москвы пришел ответ, что он пострадал безвинно.
На юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году священномученик Михаил был прославлен в лике святых.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.