Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился с архипастырским словом к нижегородским педагогам

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился с архипастырским словом к нижегородским педагогам

16:17, 20 августа 2008

В преддверии нового учебного года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился с архипастырским словом к педагогической общественности нижегородского региона:

«Нижегородская земля и весь Приволжский регион всегда играли важную роль в духовной, интеллектуальной и культурной жизни нашей страны.

Сегодня здесь, как и прежде, сосредоточены большие экономические ресурсы России и огромный научно-технический потенциал. Однако жизнеспособность государства, как показала недавняя история нашей страны, зависит не только от экономической мощи.
Россия не раз переживала тяжелые времена и выстаивала благодаря самоотверженности своих граждан, благодаря их духовной крепости и несгибаемой воле. В трудные моменты решающее значение всегда имели готовность и способность людей на подвиг и самопожертвование во имя жизни своих ближних и спасения Отечества.

Посему одной из главных задач, которая стоит сегодня перед нашим обществом, является создание благоприятных условий для развития духовных сил, сокрытых в нашем народе. А это невозможно сделать без создания продуманной системы духовного и нравственного воспитания подрастающих поколений, которым предстоит вершить судьбы нашей страны в самом скором будущем.

Между тем, очевидно, что российское общество переживает в последние годы серьезный духовно-нравственный кризис. Наше государство на сегодняшний день лишено официальной идеологии, а общество – духовно-нравственных идеалов. Функции действующей системы образования, направленные на духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений, сведены к минимуму, тогда как присущие массовому детскому сознанию ценностные ориентиры становятся все более деструктивными с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим очевидно, что задачу духовно-нравственного воспитания молодежи необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Неоспоримым фактом является то, что в процессе воспитания наибольшее влияние на ребенка оказывает живой пример учителя. Не только его поступки, но даже слово, взгляд или жест педагога находят живой отклик в юной душе ученика. От усердия и умения педагога зависит не только успех обучения, но и формирование характера, воли, нравственного облика молодого человека.
С самых древних времен дело учительства считалось наиважнейшим для обеспечения гарантий стабильного существования общества. На историческом материале видно, что у всех великих народов учитель занимал особое положение в обществе.

Задача учительства – дать ребенку не только знания об окружающем мире и человеке, но и привить ему способность различения добра и зла, желание самому творить добро и противостоять злу. Русская Православная Церковь постоянно пытается донести эту очевидную истину до научно-педагогической общественности и работников системы образования. Но необходимо отметить, что эта позиция, к сожалению, еще нередко встречает непонимание и равнодушие.

Именно поэтому, ставя сегодня вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их не восприимчивыми к злу и способными творить добро, мы даем ответ – этого можно достичь одним единственным способом – дать воспитание и образование, основанное на духовных корнях жизни Отечества и его народа. Ведь очевидно, что без духовного фундамента мы не сможем даже говорить о нравственности, которой сегодня так не хватает в нашем обществе.
При этом нельзя не отметить и ряд положительных тенденций, вселяющих определенные надежды.

Эти тенденции удобнее всего проиллюстрировать на фактах и цифрах.
Так, в образовательном пространстве не только нашего округа, но и всей России неизменно возрастает интерес к конкурсам педагогических идей, проходящих по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II под лозунгом «За нравственный подвиг учителя», в том числе и организованным Фондом преподобного Серафима Саровского конкурсам «Серафимовский учитель» и «Православная инициатива».
Огромный интерес широкой педагогической общественности к этим конкурсам свидетельствует о готовности наших педагогов к дальнейшему активному участию в новых проектах, связанных с работой по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
В области ежегодно увеличивается количество школ, в которых факультативно или через кружки преподаются «Основы православной культуры» и другие православно ориентированные предметы.

Поэтому на сегодняшний день одной из самых актуальных задач для нас остается подготовка квалифицированных специалистов в области религиозного и православно ориентированного образования. Эту задачу мы решаем сейчас через подготовку и переподготовку педагогов по специальности «Православная теология» в Нижегородском государственном педагогическом университете и Арзамасском государственном педагогическом институте, а также посредством организации курсов по духовно-нравственному воспитанию для учителей общеобразовательных школ на базе Нижегородского института развития образования. Кроме того, в благочиниях Нижегородской епархии проводятся выездные семинары по духовно-нравственному воспитанию с привлечением специалистов высшей школы.

Сегодня Нижегородская епархия открыта соработничеству на ниве духовно-нравственного просвещения. Отдел религиозного образования готов оказать всю необходимую консультационную и методическую помощь и поддержку как отдельному педагогу, образовательному учреждению так и целым педагогическим и образовательным сообществам и структурам по развитию духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования.
Успешный опыт такого педагогического соработничества ясно свидетельствует о том, что общество заинтересовано в сохранении христианской нравственности как одного из важных социальных регуляторов, а в общественном сознании идет поиск путей к возрождению духовных традиций. Россия нуждается в одухотворенных гражданах, умеющих грамотно использовать духовно-нравственный потенциал и опыт исторического развития нашего народа

Радует, что сегодня Церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении, которому так не хватает сегодня положительных идеалов.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что вне опыта отечественной педагогики, уходящей корнями в православную культурную традицию народа, невозможно выстроить в нашей стране систему духовно-нравственного воспитания, потому что нравственность в отрыве от духовных корней неизбежно вырождается и со временем отмирает, уступая место пошлости, цинизму, жестокости и равнодушию. Эта внутренняя опасность и является, по нашему убеждению, на сегодня главной угрозой для безопасности страны, и если нам не удастся объединить усилия в борьбе за духовно-нравственное здоровье подрастающих поколений, то печальные последствия нынешнего затянувшегося кризиса могут оказаться необратимыми. В таком объединении сил и возможностей государства, Православной Церкви и патриотической общественности мы видим основную задачу отечественной педагогики на ближайшие годы.»

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.