Почему обидчивость — грех и как с ней бороться? Не будет ли считаться лицемерием продолжение отношений с тем, кто вас обидел, если душа еще кипит? Эти вопросы редакция журнала «Нескучный сад» адресовала людям, которым в силу своего служения приходится разрешать конфликты и имеющим богатую пастырскую практику. Одним из респондентов стал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
— В общении с некоторыми людьми я иногда чувствую внутренний дух неудовлетворения жизнью: солнце им не светит, ветер не дует и вода не течет. А когда сравниваешь современную жизнь со временем открытых гонений за одно исповедование веры (после 1917 года), то начинаешь понимать, что наши скорби и проблемы несоизмеримо меньше, чем были тогда. И приходит внутреннее смирение: слава Богу за все, и грех роптать на свою жизнь. Вот в этой плоскости и надо относиться к собственной обидчивости.
Думаю, что в отношении того, кто обидел, поначалу не нужны особые знаки внимания, но хотя бы не противоречь этому человеку, относись ровно. А второе — пусть пройдет время. Ведь дьявол как бы толкает одного человека на другого. И отвечая на агрессию агрессией, мы льем воду на мельницу дьявола. Если же мы приостанавливаем этот процесс, то «огонь» начинает угасать. Бывает и так, что тот, кто вас обидел, — духовно слаб, и именно через него бес хочет ударить и выбить вас из христианского духа жизни. Посмотрите на это под таким углом зрения, и вам станет намного легче. И не забывайте пословицу: «Бог терпел и нам велел».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.