Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Даниил Семикопов: «В XV веке святой Марк Эфесский стал главным защитником православия»

Даниил Семикопов: «В XV веке святой Марк Эфесский стал главным защитником православия»

11:20, 1 февраля 2011

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

В день празднования памяти святого Марка Эфесского о нем рассказал кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов.

«Святой Марк Эфесский родился в 1392 году в Константинополе. Это была трагическая эпоха заката великой империи, падение которой от руки турок-османов стало лишь вопросом времени. Несмотря на это, в Византии процветали науки, и Марк Эфесский был одним из самых образованных людей своего времени. Еще юношей его признали одним из лучших риторов и приблизили к императорскому двору. Но его всегда влекло монашество, поэтому он бросил многообещающую светскую карьеру и принял постриг.

В то время византийские императоры вели переговоры с римскими папами о возможности унии (объединения) между католическим Римом и православным Константинополем. Византийцы надеялись на помощь Запада в борьбе с турками, а римляне стремились к контролю над православным Востоком. Но еще оставалась надежда на то, что возможен живой диалог, предполагающий признание Западом своих догматических ошибок и объединение всего христианского мира перед лицом исламской угрозы на основе веры древней Церкви.

В 1437 году по воле императора Марк становится архиепископом Эфесским. Возведение Марка в архиерейское достоинство было совершено для того, чтобы он не как простой монах, но как высокопоставленный церковный иерарх представлял Византию на Ферраро-Флорентийском соборе, посвященном обсуждению возможной унии. От православной части делегации только Марк Эфесский и епископ Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с католиками.

В ходе собора православные иерархи, ознакомившись с учением Римской церкви, под давлением католиков пришли к выводу, что оно истинно. После некоторых колебаний все они, кроме святителя Марка, признали нововведения Римской Церкви правомочными. Марк же остался единственным из числа греческих иерархов, кто не признал унию, поскольку, по его убеждению, учение Западной Церкви противоречило догматам Вселенских соборов. В своем «Окружном послании против греколатинян и постановлений Флорентийского собора» он писал: «Итак, братие, бегите от них и от общения с ними; ибо они «лживи апостоли, делатели нечестивии, преобразующеся во апостолы Христовы…».

Когда римскому папе Евгению IV с торжеством представили Акт унии, подписанный греческими представителями, он спросил: «А подписал ли Марк?» Узнав, что подписи Марка нет, с горечью воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!» После этих событий святитель Марк Эфесский становится главным защитником православия.

Господь также сподобил его исповеднического подвига. По указанию императора в 1440 году он был заточен в крепость Мундрос на острове Лемнос, где провел два года. Но и в этот период он не перестал вести переписку, в которой по-прежнему резко критиковал унию и призывал верующих держаться православия.

Скончался святой Марк в 1444 году в Константинополе. Перед смертью он напутствовал своего ученика Георгия Схолария на борьбу за веру. В недалеком будущем тот станет святителем Геннадием, первым Патриархом под властью турок после падения Константинополя в 1453 году. Тогда же Патриаршая кафедра откажется от унии, потерявшей всякий смысл.

В 1734 году при Константинопольском Патриархе Серафиме I святой Марк был канонизирован Православной Церковью».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.