Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Диакон Андрей Логинов: «Историю поста, называемого Петровым или Апостольским, можно проследить до IV века»

Диакон Андрей Логинов: «Историю поста, называемого Петровым или Апостольским, можно проследить до IV века»

10:31, 31 мая 2010

31 мая начался Петров пост. О нем рассказал преподаватель Нижегородской духовной семинарии диакон Андрей Логинов:

— Историю поста, который мы сейчас называем Петровым или Апостольским, можно проследить до IV века. В памятниках этого времени, написанных на основе прежде существовавшего предания, упоминается пост после праздничных дней, длившихся от Пасхи до Пятидесятницы. Главный смысл этого поста заключался в том, чтобы напомнить себе, что христианская жизнь — это духовный подвиг, это постоянная забота о своей душе. В «Апостольских постановлениях», памятнике, написанном в то время, читаем: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления… После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим». Делиться с нищими частью своей трапезы всегда было одним из важнейших правил для христиан, особенным образом это касалось времени поста.

Итак, главный смысл того поста, который можно считать историческим прототипом нынешнего — это возобновление духовного делания, как это выразил в V веке святитель Лев Великий: «Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают сорные травы».

«После продолжительного праздника Пятидесятницы, — продолжает он, — пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением», то есть с добрым расположением и желанием. Это духовное подвижничество нужно для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые были сообщены от Бога: «Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели ничем не осквернилось».

Но уже у святителя Льва в связи с этим постом встречается мысль об апостолах: мы должны поститься еще и потому, что они постились. «Мы не сомневаемся, — говорит он, — что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения преподано им также учение и о духовном воздержании», потому что невозможно предпринять духовный подвиг проповеди «в изнеженном теле». «Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям». Воздержание апостолов — это мотив, который должен, по мысли святителя, побуждать нас к этому посту и вообще учить тому, что духовный подвиг ради Христа необходимо положить в основание нашей жизни.

В дальнейшем, после появления и повсеместного утверждения дня празднования святых апостолов Петра и Павла (12 июля), было решено продлить этот пост до дня их памяти. Причина в том, что при объяснении необходимости этого поста все более стала преобладать мысль о важности апостольского примера для жизни христиан. Поэтому за постом закрепилось название Апостольский.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.