Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
15 января — день памяти преподобного Серафима Саровского. Своим мнением о его духовном наследии поделился член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, член Общественной палаты РФ Дмитрий Сладков:
— В акафисте преподобному Серафиму поется: «Радуйся, Отечеству нашему щит и ограждение!» Не только в церковной, но и в научной среде постепенно получает распространение такая точка зрения: «Если бы преподобный Серафим не позволил здесь создать атомную бомбу, никакого ядерного центра в Сарове и не было бы». Ученые-ядерщики начинают прямо соотносить слова акафиста преподобному с тем простым обстоятельством, что делают они свою трудную работу по защите Отечества не где-нибудь, а на саровской земле.
В 90-е годы вспомнили и о том, что Серафим по-древнееврейски означает «пламенный». В великом святом начали видеть покровителя работающих в Сарове ученых, и шире — покровителя всей современной науки, в первую очередь связанной с высокими энергиями.
Одна из важнейших проблем России состоит в том, что ее святоотеческая духовная традиция и способность самостоятельно вести современные научно-технические разработки оказались разорванными, никак не связанными.
По многим признакам грядущий XXI век будет веком жестокой борьбы, веком выживания России. И в этой борьбе нам понадобится все умение и знание, какое только окажется под рукой. При обширности и малонаселенности российских пространств защитить их можно будет лишь на основе передовых научных разработок и высоких технологий. Так что если Россия не сохранит и не приумножит свои научно-технические достижения, она будет вытеснена с мировой арены.
Но если при этом Россия вновь не станет страной, которая сверяет свое развитие с православными устоями, она также перестанет быть собой, а значит — перестанет быть.
Но можно ли в полной мере вернуть в Церковь светскую культуру и науку, которые возросли когда-то в ее лоне, но потом от нее отпали?
Если нет, новая вавилонская башня безбожной цивилизации действительно будет расти до небес, чтобы потом своим падением накрыть нас всех. В том же, что эта башня рано или поздно упадет, сомнений у разумных людей уже не осталось.
Если же да, если возвращение культуры к Церкви возможно…Что ж, тогда Судный день, быть может, по милости Божией будет отложен и мы поживем и потрудимся еще немного.
В этом видится одно из возможных толкований пророчества батюшки Серафима: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». По своему смыслу оно, быть может, выходит за пределы уже свершившихся бед России и говорит о новых, еще предстоящих испытаниях, преодолевая которые Россия послужит миру.
Решить сложнейшую, но предельно актуальную задачу церковного оcвоения светской культуры можно лишь на основе овладения современными россиянами православного святоотеческого наследия, перевода этого наследия на языки современной культуры.
Святые Василий Великий, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, многие иные авторы, мысли которых предельно актуальны и поныне… Светская культура и наука уже несколько столетий назад отвернулись от них. Результаты этого мы видим сегодня в виде нескончаемых кризисов — грозных последствий безудержного прогресса.
Батюшка Серафим — один из великих подвижников Церкви. Он не менее значим для нас, чем святые отцы первых веков христианства. И в то же время он гораздо ближе к нам, чем они, он практически наш современник, во всяком случае, современник Пушкина, Глинки, Лобачевского, других основателей современной русской культуры. Поэтому он важен для нас как посредник, надежный проводник современных людей по древней, но такой необходимой нам святоотеческой традиции.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.