14 октября Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этому празднику, одному из самых любимых и почитаемых на Руси, посвящен и престол домового храма Московской Духовной академии, которой в этом году исполняется 320 лет.
14 октября, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Покровском домовом храме Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.
После праздничного богослужения Святейший Патриарх возглавил ежегодный Актовый день Московской Духовной Академии и Семинарии. В рамках торжественного акта в МДАиС состоялось собрание, на котором присутствовали преподаватели и учащиеся Московских Духовных школ.
В годичном акте также приняли участие представители федеральных и местных органов власти. Было оглашено приветственное послание полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко.
С поздравительным словом от лица Санкт-Петербургских Духовных школ выступил архиепископ Тихвинский Константин, ректор СПбДАиС. Ректором Минских Духовных школ архимандритом Леонидом было оглашено поздравительное послание митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, который в прошлом являлся ректором МДАиС.
Проректор Свято-Тихоновского Богословского гуманитарного университета священник Георгий Ореханов зачитал поздравление ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева. Заместитель декана Духовной Семинарии в Джорданвилле диакон Владимир Цуриков огласил послание, направленное Московским Духовным школам Первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом Митрополитом Лавром.
В Актовом дне принял участие епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
В стенах Московской Духовной Академии владыка Георгий провел пять лет – с 1990 по 1995 гг. Преосвященнейший Владыка окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви, тема кандидатской диссертации – «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)».
Во время торжественного акта состоялось награждение церковными наградами наиболее отличившихся преподавателей и сотрудников Московских Духовных школ.
Среди награжденных был преподаватель МДА Роман Михайлович Конь, который читает «Сектоведение» и студентам Нижегородской Духовной Семинарии.
Справка
Московская Духовная Академия на протяжении всей своей истории является крупнейшим центром богословского образования в Русской Православной Церкви. Основана Академия в 1685 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоакима. Ее возглавили два известных греческих богослова – братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов.
Начало XVIII столетия – время петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни Академии: расширилась научно-богословская деятельность, возросло число наставников и учащихся, было введено преподавание латинского языка, увеличилась библиотека.
Большого расцвета Московская Духовная Академия достигла при митрополите Московском и Коломенском Платоне (Левшине) в последнюю четверть XVIII столетия.
При митрополите Платоне закладываются основы русской церковно-исторической науки, в Академии начинается преподавание на русском языке, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни. Особое внимание уделяется изучению Церковного Устава (Типикона), вводится ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, физика, медицина, придавших академическому курсу полноту и многосторонность.
К концу XVIII века Славяно-греко-латинская академия пришла со значительными результатами. Ее выпускники – видные иерархи, клирики, блестящие проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики. Среди питомцев Духовной школы – литератор Антиох Кантемир, великий русский ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, математик Лаврентий Магницкий и многие другие выдающиеся деятели российского просвещения.
Ректор Академии, впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров), вице-президент Российской академии наук, изданием «Добротолюбия» во многом способствовал подъему духовной жизни в русских монастырях конца XVIII — начала XIX века.
В результате предпринятой в начале XIX века реформы церковного образования открылись широкие горизонты. Изменилось и место нахождения Московской Духовной Академии. Решением Святейшего Синода, по ходатайству архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского), Академия была переведена из Москвы, где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Открытие Академии, после ее преобразования по новому учебному уставу, состоялось в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября 1814 года. Местопребывание Московской Духовной Академии в стенах обители, основанной преподобным Сергием Радонежским, издревле особо почитаемым Русской Православной Церковью, способствовало духовному углублению и совершенствованию академической науки. Этому также содействовало водительство митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). С 20-х по 60-е годы XIX века он всемерно способствовал развитию богословской мысли в Академии.
В этот период сложилась школа исследователей русской церковной истории во главе с ректором Академии архимандритом Филаретом (Гумилевским; 1835-1841) и профессором протоиереем Александром Васильевичем Горским (1833-1875), благодаря самоотверженным трудам которого уникальные источники отечественной истории и культуры стали доступными во всех четырех Духовных Академиях Русской Православной Церкви, куда были переданы древние рукописи из основных монастырских хранилищ.
Наряду с историческим направлением в Московской Духовной Академии складывается направление христианской метафизики, онтологии и истории философии, чем Академия по праву заслужила наименование «школы верующего разума».
Традиции этой школы были заложены выдающимся философом протоиереем Феодором Голубинским (1818-1854) и получили дальнейшее развитие в трудах профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова (1828-1891), профессора А. И. Введенского (1861-1913) и профессора священника Павла Флоренского (1882-1937).
Во второй половине XIX – начале XX века в истории Академии появилось много новых имен почти во всех областях богословского знания. Особенно значительными были достижения в области изучения Священного Писания и в развитии церковно-исторической науки. Приобрели широкую известность труды профессора М. Д. Муретова (1851-1917), профессора Г. А. Воскресенского (1849-1918), профессора В. О. Ключевского (1841-1911), профессора А. П. Лебедева (1845-1908), академика Е. Е. Голубинского (1834-1912).
Во всем многообразии научных интересов, методов, поисков отмечается единая традиция, сообщившая удивительную целостность и своеобразие Московской Духовной Академии. Верность этой традиции она хранит и поныне.
В настоящее время Академия — центральное богословское учебное заведение, готовящее преподавательские, научные, исследовательские и административные кадры для духовных учебных заведений, церковно-научных центров, синодальных и иных церковно-административных учреждений Русской Православной Церкви.
Академия располагает собственной библиотекой, история которой берет начало со времени основания школы. В отделе рукописных и старопечатных книг хранится свыше 1000 уникальных томов XVI — XVII веков. Сегодня фонд библиотеки составляет более 200 тысяч книг. При библиотеке действует межбиблиотечный абонемент.
В Академии функционирует интернет-класс, имеются общежитие и столовая, необходимые хозяйственные службы, обеспечивающие стационарное обучение студентов. В рамках Академии осуществляют работу: педагогический отдел, отдел тюремного служения, миссионерский отдел, греко-латинский кабинет, церковно-археологический кабинет, студенческий совет.
С 1892 года издается журнал «Богословский вестник», с 1996 года — студенческий журнал «Встреча». В качестве структурного подразделения первого уровня обучения при Академии действует Семинария. Также при Академии существуют регентская и иконописная школы, готовящие регентов, певчих церковных хоров и иконописцев.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.