Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Епископ Варнава совершил Божественную литургию в надвратном храме преподобного Ефрема Сирина Свято-Успенской Флорищевой пустыни

Епископ Варнава совершил Божественную литургию в надвратном храме преподобного Ефрема Сирина Свято-Успенской Флорищевой пустыни

14:39, 10 февраля 2015

Текст Алексея Еремина

10 февраля епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в надвратном храме преподобного Ефрема Сирина Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Богослужение было совершено в престольный праздник храма.

Правящему архиерею сослужили секретарь Выксунской епархии протоиерей Иоанн Ляпин и братия монастыря в священном сане. На литургии молились братия монастыря, прихожане и паломники.

По окончании богослужения паломники из города Дзержинска поздравили владыку Варнаву с пятидесятилетним юбилеем, после чего архипастырь обратился к молившимся в храме с проповедью:

«Очень символично, что именно надвратный храм Флорищевой пустыни был освящен в честь преподобного Ефрема Сирина, потому что была такая древняя традиция в монастырях: когда паломник собирался входить в монастырь, он не мог этого сделать прежде, чем исповедуется в своих грехах.

Любой монастырь, который существовал когда-либо и существует сейчас, имеет главное свое назначение – учить покаянию, способствовать тому, чтобы приходящий сюда на жительство человек учился этому главному пути для каждого христианина.

Вспомним слова Христа сегодня: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Покайтесь, изменитесь!

И вот, в стремлении к изменению себя через борьбу непримиримую, жестокую, без жаления себя, борьбу со своими страстями, — только через эту борьбу человек приближается к Богу и стяжает благодать Божию, то Царство Божие, которое живет внутри сердца каждого.

Преподобный Ефрем Сирин может научить этому искусству не только каждого монаха, но каждого православного христианина. Потому что вся его жизнь – сегодня читали его житие – от юности и до конца его дней была непрестанным покаянием перед Богом, непрестанным стремлением к изменению себя.

Второе, чему может научить нас его житие, это вера в Промысл Божий. Вспомним юность преподобного. Он попадает в темницу, его обвиняют в краже овец, хотя он и не был виноват. Является ему в темнице Господь, Который говорит: «В этом ты не был виноват. Но было то, в чем ты был виноват, но не понес наказания».

С ним были другие люди, которые также были осуждены и которые, казалось бы, также не были виноваты. И вот Господь открыл ему, что есть Око, надзирающее над всеми. И каждому будет воздаяние по делам его. И те люди, которые были с ним, были осуждены на смерть. Смерть ждала и преподобного. Но миновала его эта чаша ради того, чтобы он изменился, чтобы покаялся. Господь Сердцеведец видел, знал, что из этого человека получится великий подвижник, монах — святой Ефрем.

И действительно, велика сила покаяния! Он, будучи человеком сомневающимся в Промысле Божием, строптивым, раздражительным, подверженным часто страсти гнева, которой и мы с вами бываем подвержены, в течение долгой борьбы с этой страстью стал безгневным и кротким. Его не могли вывести из себя, как-то повлиять на то, чтобы он потерял терпение, даже самые искусные в этом отношении люди.

Одну блудницу он устыдил в ее грехе, предложив совершить его публично, на городской площади. И когда она сказала, что нельзя совершить его на глазах у всех, он ответил, что перед очами Божиими грех совершать еще страшнее.

Другая пыталась с ним заговорить через окно, когда он варил себе пищу, предлагая ему искусительные вопросы, чтобы если и не добиться своего, то ввести его в гнев. И он ответил единственный раз на вопрос, который стал последним. «Чего не хватает в твоем вареве?» Не теряя мира душевного, он спокойно ответил: «Не хватает камня и немного глины, чтобы заделать окно в стене, через которое ты смотришь».

Преподобный Ефрем оставил нам для назидания множество творений. Что очень важно для нас — он писал о таинстве Покаяния. Его же не просто так называют учителем покаяния.

Его знаменитое Шестопсалмие Покаянное, в котором он говорит: «Не значу ничего — а думаю о себе много; непрестанно лгу — и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм, свое тело и душу блудными помыслами — и строго сужу блудников; осуждаю татей (воров) и злоречивых — а сам и тать, и злоречив. О, какая грубая, поземленевшая душа у меня!» Вот эти слова он говорит о себе. Говорит как человек, который видит свое сердце. Видит это пространное великое море, в котором несть числа гадам. Сердце наше, к сожалению, может вмещать не только благодать Божию.

Ефрем Сирин был еще и учителем сирийской школы богословия и толкователем Священного Писания. Слышавшие никак не могли насладиться его богодухновенными речами, потому что сам Господь его вразумлял. И он всегда начинал с самообличений, и поэтому очень быстро привлекал сердца людей к себе. Он прежде всего старался изменить и исправить себя. И люди, не только слыша, но и видя его покаяние, стремились к тому же. И молитва «Господи и Владыка живота моего…» очень красноречиво об этом свидетельствует.

В кратких словах выразить самые важные прошения кающегося сердца к Богу лучше не смог выразить никто, кроме преподобного Ефрема.

И еще преподобный Ефрем в своих словах, в своих поучениях призывал к тому, чтобы мы никогда не забывали о Боге, о Христе. Чтобы мы стремились Его полюбить, стяжать благодать Святого Духа в своем сердце. И он говорил, что тот, кто будет молиться Богу, кто будет помнить о Боге, тот Царство Божие стяжает в своем сердце.

Святой напоминает, повторяя слова Спасителя, что Царство Божие внутри нас есть. Оно будет открываться тогда, когда мы будем постоянно, непрестанно каяться пред Богом. И в этом, братья и сестры, великая духовная тайна и, вместе с тем, великое духовное благо, данное нам от Господа и Спасителя нашего.

Когда мы каемся в своих грехах, происходит нечто удивительное. Когда стремимся к изменению и переживаем о том, что у нас плохо это получается, но, в то же время, не перестаем обращаться к Богу, чтобы Господь нам помог, дал сил, Господь благодатью Своею несказанно утешает сердце наше.

То, что называют святые отцы преподобные радостотворным плачем, — это реальность. Поэтому у подвижников, истинных подвижников покаяния, не бывает уныния. Чем глубже человек входит в стихию покаяния, тем больше он чувствует над собой крепкую руку Божию, Его милость, Его любовь. Потому что Господь называет нас братьями своими, и Ему каждого из нас очень жалко.

Грех страшен по своим последствиям. Почему нельзя грешить? Потому что сердце наше делается неспособным к стяжанию благодати Божией. А, следовательно, оно становится беззащитным против духов злобы поднебесных, которые жестоки, которые немилосердны, которые терзают нашу душу, наше сердце.

Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Один маленький бесенок когтем может перевернуть землю». Насколько можем мы быть беззащитны, если мы не обращаемся к Господу! Но мы этого не замечаем до поры. Враг — он очень хитрый, коварный, он предсидит нашему сердцу, нашему уму и ждет, когда нанести свой смертоносный удар в самое чувствительное место. И наносит его тогда, когда мы этого не ожидаем.

И поэтому уроки, которые нам преподает Ефрем Сирин, в сегодняшний день его памяти да будут в нашем уме и сердце. Чтобы мы стремились к покаянию, чтобы мы стремились к изучению Священного Писания. Вместе с покаянием, радостотворным плачем это была услада его сердца.

Он постоянно читал Священное Писание, размышлял над ним, оставлял себе какие-то заметки, которые потом переродились в такой великий труд — составление Четвероевангелия. Его вдохновенные толкования Священного Писания были переведены на многие языки мира и уже в то время начали переводиться, когда он жил».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.