Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Епископ Варнава совершил Божественную литургию в выксунском кафедральном соборе в честь Рождества Христова

Епископ Варнава совершил Божественную литургию в выксунском кафедральном соборе в честь Рождества Христова

12:36, 31 января 2018

Текст пресс-службы Выксунской епархии

28 января, в Неделю о мытаре и фарисее, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Рождества Христова, расположенном в городе Выксе. Его Преосвященству сослужили секретарь Выксунской епархии и ключарь этого храма протоиерей Иоанн Ляпин, ректор Выксунского православного духовного училища иерей Павел Шитихин, клирики кафедрального собора. На литургии молилось большое число прихожан, многие из которых причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения управляющий епархией обратился к собравшимся с проповедью:

«Начинаются подготовительные недели к поприщу Великого поста – очень важного периода для нашей духовной жизни. В это время мы предпринимаем усилия, чтобы жить по-человечески и по-христиански правильно, проходим путь молитвы, аскезы и хоть в малой степени приобщаемся к той жизни, которой жили первые христиане.

Уже вчера на вечернем богослужении мы слышали слова песнопения «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче». В это время в храме выключается свет, чтобы нас ничто не отвлекало от молитвы, в которой мы просим Бога, чтобы Он отверз нам двери покаяния.

Покаяние — это стремление к изменению себя, постоянному, каждодневному. Вера наша, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, начинается только тогда, когда мы стремимся к изменению, живем покаянием, боремся со своими страстями. Без этого не может человек называться христианином. Это делание не имеет предела, потому что чем больше человек кается, тем больше видит он свое несовершенство и грехи. Это свойство очищающейся души. Как человек, выходя из темного помещения на свет, видит самые мелкие соринки на себе, то же самое происходит и в духовной жизни. Это и есть путь покаяния.

Святые и преподобные настолько чутко следили за всеми греховными проявлениями в себе, что улавливали даже прилоги, то есть даже в мыслях не согрешали, чувствуя, как они подходят к ним. Сохранились слова преподобного Исихия Иерусалимского, который говорил, что когда человек вступает на поприще духовной брани, то враг, подобно хищному зверю, пытается уловить подвижника греховными мыслями или греховными чувствами и поработить себе. А когда подвижник становится совершенным и побеждает страсти, тогда он становится подобным искусному охотнику, который находит зверя и побеждает его. То есть он уже сам охотится на зверя. Это, конечно, для нас идеал пока еще недостижимый, но он показывает глубину покаяния, к которой мы должны прийти. И перед постом мы настраиваемся на этот путь.

Покаяние неразрывно связано с другой добродетелью – смирением. Вот и сегодня мы слышали, уже не в первый раз, притчу Спасителя о мытаре и фарисее. Каждый раз, слушая Евангелие, нам необходимо вновь и вновь осмысливать его для себя. Вот и сегодня мы можем задать себе вопрос – а кто мы, мытари или фарисеи?

Фарисей стоял у самого алтаря, а мытарь вдали, не смея даже глаза поднять, и говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13). В каждом из нас живет фарисей. Я всегда вспоминаю слова Бориса Пастернака, который говорил: «Все тонет в фарисействе». Действительно в нас хватает фарисейства. Оно заключается в том, что человек внешне старается делать все правильно и даже больше того, и он превозносит себя. Во времена Христа народ был более непосредственным, чем сейчас, и, вполне возможно, кто-то мог так хвалиться, как это показано в евангельской притче. Сейчас у нас хватает благоразумия не хвалиться так открыто перед Богом, но внутри себя человек именно так и поступает или почти так. Он хвалится, кичится и считает, что у него много поводов думать, что он что-то собой представляет, особенно когда у него действительно что-то получается. Кто-то благотворит, кто-то молится, кто-то побеждает страсти – повод похвалиться всегда у нас есть, и тогда чувство покаяния, стремление к изменению себя просто исчезает. А зачем оно уже нужно? Человек себя приподнял, у него что-то получается. Зачем ему каяться? Он может говорить, что он грешник, но не будет этого чувствовать. В этом опасность фарисейства, и с ним нам надо бороться. Будем помнить слова Христа: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17:10). По сути дела так и есть, потому что если мы и делаем что-то доброе, то только с помощью Божией.

Эта неделя сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет именно потому, чтобы никто из нас не кичился своим постом. Начнем же внутренне готовиться к Великому посту, к покаянию и изменению себя».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.