Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Епископ Варнава совершил Божественную литургию в Знаменском соборе Ардатова

Епископ Варнава совершил Божественную литургию в Знаменском соборе Ардатова

14:38, 10 декабря 2013

Сайт Нижегородской митрополии. Текст Татьяны Снегиревой.

10 декабря епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» поселка Ардатов Нижегородской области. Богослужение состоялось в престольный праздник собора.

Его Преосвященству сослужили секретарь Выксунской епархии протоиерей Иоанн Ляпин, благочинный Ардатовского округа протоиерей Евгений Утенков, руководитель сектора епархии по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями протоиерей Михаил Резин и другие клирики благочиния.

На богослужение пришли помолиться многочисленные прихожане.

По окончании богослужения протоиерей Евгений Утенков поблагодарил правящего архиерея за архипастырский визит и подарил икону святой мученицы Анастасии Узорешительницы.

Владыку также поздравили с праздником воспитанники ардатовской воскресной школы.

В своем архипастырском слове владыка поздравил отца Михаила с высокой наградой, а всех присутствующих — с престольным праздником собора.

Правящий архиерей также рассказал о типах богородичных икон и о многочисленных милостях, оказываемых Богородицей людям:

«Сегодня мы чтим Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, икону Ее Знамения – удивительную, очень древнюю, несущую много символов и смыслов. Именно такая иконография Божией Матери, которая называется Оранта (или Моление) имеет историю с самого начала христианства. Уже в VII-VIII веках появляется икона с этим изображением. Изображение встречалось и на печатях митрополий, и на архиерейских панагиях как знак особого покровительства Матери Божией.

Предание повествует нам о том, что это – древнейший тип написания Божией Матери. Всего есть три типа иконографии Божией Матери, у каждого – свои особенности.
Первый – Оранта: Матерь Божия с распростертыми дланями молится, а в сердцевине — Спас Эммануил. Второй Элеуса — значит умиление. Пример – Владимирская икона Божией Матери, где есть элемент ласкания, когда Богомладенец прижимается к щеке Матери Божией. Третий – Одигитрия, образцами этого типа являются иконы Божией Матери Смоленской или Казанской.

Есть, конечно, и другие типы икон — к примеру, Благодатное небо и прочие. Но эти изображения довольно поздние и достаточно вольные, встречаются, например, у Васнецова.

Сам смысл такого изображения Матери Божией, как Оранта, очень глубокий, исходящий из самой древности. Можно сказать, что икона являет собой соединение Ветхого и Нового Заветов. Когда Моисей воздевал руки свои при сражении иудеев с амаликитянами, он изнемогал, руки опускались от усталости. Тогда Аарону и его помощникам пришлось держать их. Держали они руки до заката солнца, и иудеи одолели амаликитян.

Для нас всех это образ молитвы непрестанной, неустанной, горячей, с надеждой на помощь Божию. И пока мы молимся, обращаемся к Господу, к Матери Божией, Божия благодать нас никогда не оставит. Эта икона – символ соединения неба и земли. Матерь Божия, земная Дева, становится Небесной Царицей.

Недавно был праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Матерь Божия маленькой девочкой вошла во Святая Святых. Это тоже образ того, что каждый из нас может не просто войти во Святая Святых, но может сам стать храмом Духа Святаго. Изображение Богомладенца Христа Спаса Эммануила тоже очень важно для нас.

Богоматерь Оранта по традициям древней Церкви изображается обычно на фреске в конхе апсиды или пишется на доске.

Сегодня на проповеди была рассказана история иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» (битва новгородцев с суздальцами). То время было необычным: князья враждовали, сильнее считался тот, кто богаче, у кого больше территория, у кого больше населения. Часто бывало так, что один князь захватывал владения другого. И все, что видел своими очами, загребал руками. Это касалось и храмов, и святынь, которые в этих храмах находились. Такое было жуткое время, что подобное не считалось грехом. Люди уже были просвещены светом крещения, но в них как-то уживалось узкое «домашнее» благочестие и языческое сознание, а все, что вокруг, можно было завоевывать.

Важно подумать и о следующем. Человек для того, чтобы правильно чувствовать, понимать, мыслить, обязательно должен жить духовной жизнью. Иначе все в ней будет не так. И он, думая, что понимает происходящее и в мире, и с ним, на самом деле бредет во тьме и в любую минуту может свалиться в пропасть. Как в песне: «часто простое кажется вздорным, черное белым, белое черным». Так бывает с тем, кто не стремится жить духовной жизнью.

Это бывает не всегда, на бытовом уровне это как будто бы и не выражается. Но, например, вот сейчас идет снег, на небе тучи, иногда, особенно с утра, как-то мрачновато, и состояние у нас не очень… Тем не менее мы, люди, живущие на историческом пространстве Святой Руси, чувствуем себя в покое мирном. Нам никто не препятствует наполнять храм, предстоять перед Богом в молитве, исповедоваться, причащаться, жить духовной жизнью. Никто не мешает, не довлеет, не навязывает какую-то другую идеологию, по крайней мере, не так, как это делалось в 20-е или 30-е годы. Сегодня это делается более хитро, но это уже другой вопрос.

Или иная ситуация. Внешне все хорошо, светит солнце, все цветет. Но в это время идет война, уничтожаются самые лучшие люди какой-либо страны… Сейчас ведь что происходит: каждые восемь минут кто-то из христиан отдает жизнь за Христа, каждые восемь минут кто-то из христиан стяжает мученический венец. Африка, Пакистан, Индия, особенно Сирия – там целенаправленно уничтожаются православные христиане. Как можно убивать себе подобного, причем страшно, зверски? Как можно так искажать в себе и другом человеке Образ Божий?

Поэтому, братья и сестры, не будем смотреть на внешнее, но будем обращаться внутрь себя. Будем обращать свой духовный взор к Матери Божией. Она – Заступница роду христианскому, она – Помощница каждому человеку. Это не значит, что если мы будем молиться, скорби от нас отойдут. Некоторые свято верят, что если молиться Образу «Неупиваемая Чаша», то обязательно протрезвеют, если молиться Образу «Утоли моя печали», все печали сразу уйдут. Не об этом нужно молиться. Надо помнить, что независимо от того, перед каким образом молимся, Матерь Божия помощь даст, но только тому, кто стремится к исцелению, чтобы стать храмом Духа Святаго, чтобы обрести смиренномудрие, кротость, милосердие, тому, кто утверждает и укрепляет в себе веру.

Мы чтим Матерь Божию за чистоту и целомудрие, за смирение, за кротость и преданность воле Божией до конца. Мы просим у Матери Божией, чтобы она избавила нас от скорбей. Но без скорбей, болезней и напастей невозможно человеку держать всегда в памяти Бога. Память Божия – сложная категория для человека изменчивого. Только скорби приближают нас к Богу. Господь дает благодать тому, кто обращается к нему и этих скорбей как бы и не чувствует, потому что верит и надеется на Господа и Матерь Божию, как новгородцы, которые понимали, что не хватит у них сил обороняться. Как последнюю надежду они поставили икону на стене своей обороны, и Матерь Божия не посрамила их надежд.

Дай Бог нам, имеющим такую великую и милостивую покровительницу, обращаться к ней чаще в своих молитвах».

Также в этот день глава епархии провел встречу с духовенством благочиния, во время которой обсуждались насущные вопросы приходской жизни.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.