Текст Алексея Еремина
25 марта, в родительскую субботу четвертой седмицы Великого поста, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком храме Свято-Успенского мужского монастыря — Флорищевой пустыни. Правящему архиерею сослужили братия обители в священном сане.
По окончании литургии управляющий Выксунской епархией совершил панихиду по усопшим, после чего обратился к верующим с архипастырским словом. В проповеди владыка особенно подчеркнул, что Святая Церковь, заботясь о душах живых и усопших, по субботам Великим постом установила совершать заупокойные богослужения:
«Сегодня, в родительскую субботу, мы вспоминаем всех усопших. Человеческая личность неразрушима, поэтому те из нас, кто ушел из этой жизни, давно или совсем недавно, молодые или старые – это не имеет значения, так как в вечности все они пребывают в состоянии среднего возраста, то есть в состоянии расцвета всех возможностей и сил человека. У Бога все живы, и мы молимся обо всех них. Неразрушимость личности – это великое счастье для человека. Таким его сотворил Бог, чтобы человек всегда был счастлив с Богом и проявлял к Нему свою любовь. Но это может стать и несчастьем в пакибытии, за гранью этой жизни, потому что кто-то так и не нашел Бога, живя на земле, потому что не поверил Ему, следовательно, и не боролся со своими страстями, а если и боролся, то не из духовных побуждений, и это не принесло ему пользы.
Были и те, кто верил в Бога, но жил расслабленно, думая, что этого достаточно для спасения. Как говорил один человек: «Скажу я – «Господи помилуй» — и Бог меня спасет». Но это как-то слишком легко – грешить спокойно, делать зло людям, ранить свою душу, вселять в нее всевозможные духовные вирусы, которые будут разрушать личность, и при этом сказать один раз «Господи помилуй». Бог очень милостивый, это понятно, но что ты с собой, человек, сделал? Как ты будешь с Богом пребывать в таком состоянии? Ведь грех — это не просто вина, это болезнь, которая разрушает изнутри.
Ад – это не место и не столько место, сколько состояние нераскаянной души, которая соединяется с демонами-мучителями, по слову преподобного Антония Великого. Почему с демонами-мучителями? Потому что любая страсть приводит к страданию, отсюда и название ее: страсть – страдание. Гнев, блуд, сребролюбие, зависть – все эти страсти приводят к страданию. А там это будет еще сильнее, потому что здесь, в этом мире, человек еще может на что-то переключиться, как-то забыться, страсть временно затихает. А там всего этого нет, и душа, в своей духовной сущности предстает перед Богом и, самое ужасное, что стоять-то перед Ним она не может.
Недавно я встречался с одаренными детьми, и кто-то из них задал такой вопрос: «Вот вы говорите, что Бог есть любовь, а для чего же Он ад сотворил? Чтобы там грешники мучились? Какая же тут любовь?» Я привел слова святителя Иоанна Златоуста: «Бог потому и благ, что геенну сотворил». То есть Бог по своей любви к человеку и по дарованной ему свободе дает возможность быть или с Богом, или без Него, в зависимости от состояния души, а за это во многом человек ответственен сам.
Может ли человек блаженствовать с Богом, если его душа хочет мести, злобится, похотствует? Но Бог ада не творил, так же, как не творил смерти. Ад — следствие искажения воли человеческой, следствие греха, территория греха, когда мы удаляемся от Бога. Иоанн Златоуст добавляет, что жечь будет любовь Божия, не потому что Бог этого захочет, но сам человек поймет свое недостоинство и невозможность быть с Богом и бежать будет от лица Божия.
Ад или рай человек готовит себе уже здесь и сейчас, живя на земле, и каждый это должен понимать. Сколько нам еще Господь отпустит – мы не знаем. А поэтому готовиться надо к смерти. Некоторые люди бояться смерти и не любят разговоров на эту тему, стараются забыть об этом. А забывать как раз таки и не надо, как не надо себя и хоронить заранее. Все в руках Божиих. Надо готовиться духовно каждый день к смерти. Смерть – это не конец всего, это начало новой жизни, и к ней надо готовиться. Так что помоги нам Господи позаботиться о нашей душе, потому что нам предстоит этот последний путь.
Будем поминать и наших родственников, потому что не все из них, мы это понимаем, находятся в каких-то хороших местах, потому что если человек не соединился с Богом в этой жизни, не стремился к этому, то он не сможет соединиться с Ним и в жизни будущей. Но по нашим молитвам, мы верим, есть возможность доброго изменения в душах наших усопших родственников. Очень многое зависит от того, как мы молимся, сколько мы молимся, и в каком состоянии наша душа пребывает во время молитвы. Сами будем очищаться покаянием, бороться со своими страстями, чтобы сад нашей души не был запущен терниями и сорняками и принес плод добрый, который пойдет с нами в жизнь вечную».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.