Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Епископ Варнава возглавил Божественную литургию в Саровской пустыни

Епископ Варнава возглавил Божественную литургию в Саровской пустыни

14:22, 1 августа 2015

Текст Марии Курякиной

1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Серафимовском храме Саровского Успенского монастыря — Саровской пустыни. В 2006 году управляющий Выксунской епархией, тогда еще иеромонах Варнава, стал первым наместником возрожденной обители. Храм же, в котором состоялось богослужение, является первой в мире церковью, освященной в честь преподобного Серафима Саровского.

Cтены этого храма, устроенного над кельей смиренного монаха Серафима, помнят торжества по случаю канонизации старца в 1903 году, расцвет монашеской жизни и разорение монастыря в 1927 году, помнят узников Сарлага в 1930-е годы, среди которых были новомученики — например, священноисповедник Николай (Могилевский), помнят, как в советские годы на месте алтаря устроили сцену городского драмтеатра, помнят и стремительное возрождение в 2003 году, когда церковь была не просто восстановлена, но вся снизу доверху расписана, и ее посетили Президент Владимир Путин и представители пятнадцати Поместных Православных Церквей. Дважды сюда приносили раку с мощами преподобного Серафима Саровского, в 2003 и 2013 годах, а частица их постоянно пребывает здесь. Храм поражает гостей Сарова своим великолепием и намоленностью. Келья батюшки Серафима — величайшая святыня города.

Множество горожан с духовным подъемом пришли в этот день прославить самого известного подвижника нашей земли, помолиться и причаститься Святых Христовых Таин. С особым торжеством и размахом этот праздник отмечают в Дивееве, куда прибывают паломники со всего мира, а в Сарове — более тихо, спокойно, но не менее радостно.

Епископу Варнаве сослужили наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков) и священники, сопровождавшие архиерея. После литургии игумен Никон преподнес владыке Варнаве заздравную просфору и келейный образ преподобного Серафима Саровского, написанный в иконописной мастерской монастыря. Наместник поблагодарил высокого гостя за то, что он второй год подряд в день памяти преподобного возглавляет архиерейскую литургию в обители, где он подвизался, и выразил надежду, что это станет доброй традицией.

Епископ Варнава в своем архипастырском слове напомнил, что преподобного Серафима митрополит Вениамин (Федченков) назвал «всемирным светильником», написав одноименную книгу. А архимандрит Иоанн (Крестьянкин) еще до обретения мощей преподобного в 1991 году говорил о батюшке Серафиме, что его горячая пламенная любовь к людям подобна живому ключу, бьющему из глубин темного леса и впадающего в реку, воды которой наполняют любовью каждого, обращающего к нему в своей молитве. Владыка Варнава поделился своими личными наблюдениями о том, как почитают Саровского чудотворца за пределами России — например, в Греции, где его икона есть практически в каждом храме.

«За что же так прославляют преподобного Серафима Саровского? Наверное, каждый из нас испытал на своем скромном христианском опыте, насколько скорый он помощник всем людям, обращающимся к нему с молитвой. Он очень жалеет каждого из нас, – сказал в своей проповеди архипастырь. — Также его любят за то, что он сумел в кратких и доступных словах выразить главное о едином на потребу, о спасении бессмертной человеческой души, которая дороже драгоценностей всего мира. А еще — за то, что преподобный Серафим был таким же молитвенником, как и его современник, подвижник благочестия Нижегородской земли праведный Алексий Бортсурманский. О нем преподобный Серафим говорил, что хотя он и не монах, но выше многих монахов, и его молитва как огненный столп возносится от земли на небо. То же самое можно сказать и о самом преподобном Серафиме Саровском.

Преподобный Серафим о себе всегда мыслил скромно, как любой монах, живущий правильной духовной жизнью. Он был очень смиренным человеком. Мы помним его наставления: «Укоряют — не укоряй, гонят — терпи, хулят — хвали…». Он и сам жил такой жизнью.

Сколько скорбей претерпел он от людей, не понимавших его подвига, которых враг наущал враждовать против него! Но он никого не осуждал. Более того, каждого встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Это были не просто слова, но радостное ликование сердца о том, что он видел образ Божий, ту неповторимую душу, которая светит в каждом человеке несмотря на грехи. Он долго шел к этому, пока не возлюбил совершенною любовью Бога и людей. И доказал это тем, что, будучи жестоко избитым людьми злонамеренными, не стал им оказывать сопротивления и потом простил, исполнив вершину всех заповедей Христа — о любви к врагам. Апостол Павел говорил, что эта заповедь — совокупность всех добродетелей.

Сегодня за богослужением читались заповеди блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа. И хотя заповедями в точном смысле их назвать нельзя, это — призыв к духовному совершенству. Исполняя призыв Спасителя, преподобный Серафим Саровский последовательно, от ступеньки к ступеньке шел к Нему навстречу, пока не достиг вершины этой любви. Слова «радость моя, Христос воскресе!» он говорил не только доброжелателям, но и тем, кто питал к нему вражду. И за это мы прославляем преподобного Серафима Саровского. Мало кто в этой жизни достигает такой любви, даже если жестко подвизается, не жалея себя.

Мы любим преподобного Серафима за то, что он исполнил своей жизнью слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что ангелы — свет монахам, а монашество — мирянам. Он подвизался всеми видами монашеских подвигов: отшельничеством, молчальничеством, затвором. Он бы мог прожить в лесу один, молясь втайне от людей, и никто бы не знал о его подвигах, если бы не Божия любовь к людям. Господь видел великую драгоценность любящей души преподобного Серафима и то, как он себя смирил подвигами, поэтому духовные дары не могли ему повредить. Один из старцев XX века игумен Никон (Воробьев) говорил, что почти все подвижники находятся в прелести в той или иной степени, проходя испытание самообольщением и тщеславием. Вспомните, как Господь смирял преподобного Антония Великого и преподобного Макария Великого, посылая их в шумную Александрию поучиться у мирян, как нужно сохранять в себе мирный дух — тот самый, о котором говорил преподобный Серафим Саровский? А что означают слова: «Cтяжи дух мирен»? Это значит никого не осуждать, не раздражаться и не раздражать других, исполнять заповеди Христа…

Братья и сестры! Вы — жители града Сарова, наследники, хотите вы этого или нет, великих мужей русского православия, которые просияли на этой земле: преподобного Серафима, Марка, Досифея и многих других, не явленных нам, но явленных Богу. Они предстательствуют за всех нас и, особенно, за вас, здесь живущих. И это накладывает на вас особую ответственность, потому что эта земля ждет своих подвижников. Стены восстанавливающейся Саровской пустыни ждут наполнения монашествующими. А кто из вас каждый день молится о том, чтобы Господь прислал сюда монахов — людей, которые в полноте желают исполнить призыв Спасителя к духовному совершенству? Братья и сестры, нужно усердно молиться об этом каждый день. И по вашей молитве, я верю, Господь пришлет сюда новых подвижников.

Мы понимаем, что путь спасения непрост и, конечно, мало кто из нас сможет достигнуть такой духовной высоты, какой достиг преподобный Серафим. Но по силе своей каждый должен подвизаться и смиряться. Чем отличаются от нас святые? Постоянством в добродетели. А мы изменчивы, это свойство нашего греховного естества, духовного повреждения.

Мы обманываем Бога, не постоянны в добре, посте и молитве. Мы не желаем просвещать свой ум чтением Священного Писания. А сон разума рождает чудовищ. Нельзя чтобы наш разум спал, а он просвещается внимательным чтением Священного Писания. Таким образом мы можем очиститься от страстей, которые иногда так нас гнетут, что человеческих сил не достаточно, чтобы их избежать. Преподобный Амвросий Оптинский посоветовал одному человеку, одержимому недугом пьянства и наступающего вслед за этим уныния, сразу же читать Священное Писание, как только недуг начинает его мучить. Тот последовал этому совету и избавился от пьянства и от уныния. А преподобный Серафим Саровский за неделю прочитывал весь Новый Завет. Почему бы нам не последовать его примеру? Разве не для нас Господь дал такой пример в преподобном Серафиме Саровском?

Дай Бог, чтобы эта земля рождала святых, чтобы мы исполняли заветы преподобного Серафима, чтобы не было с нами, как с теми людьми, о которых сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7: 21). Также, когда мы прославляем преподобного Серафима Саровского словами, мы должны прославлять его и делами своей жизни, следовать его примеру. И пусть преподобный Серафим молится о том, чтобы наши сердца исполнились духа мирна, духа Божия, и мы достигли бы обителей Небесных, где нет болезни, печали и воздыхания, но радость о Духе Святе. Храни вас всех Господь!»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.