Текст Ирины Тюриной и Андрея Рукавишникова. Фото Александра Чурбанова
19 августа, в канун дня памяти преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской, в Воскресенском кафедральном соборе Арзамаса было совершено всенощное бдение. Богослужение возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Ему сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий и клирики епархии.
На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова).
Обратившись к собравшимся в храме со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил их с днем памяти преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской и напомнил ее житие.
«Отмечая день памяти преподобной Олимпиады, мы просим ее молитвенного предстательства, чтобы Господь благословил наше благое намерение о возрождении святых обителей Арзамаса и развитии монашеской жизни в них. Всем вам желаю помощи Божией, чтобы благословенный Арзамас продолжал укрепляться в православной вере. Всех также поздравляю с двунадесятым праздником Преображения Господня!» — добавил архипастырь.
Справка:
Схимонахиня Олимпиада (до монашества — Ольга Стригалева) (1771–1828) родилась в Костроме в богатой семье Василия и Параскевы Стригалевых. С юности она желала посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь, но боялась, что родители не одобрят этого решения, и скрывала свою мечту.
О тайне Ольги знала только ее сестра Фекла. Когда сестру выдали замуж, Ольга оставила родительский дом и удалилась в Алексеевскую общину в Арзамасе. Вскоре стало известно, что родители разыскивают Ольгу, и настоятельница схимонахиня Марфа уговорила ее возвратиться домой. Ольга послушалась, но и дома жила, как в монастыре: отказалась от нарядов, постилась и молилась, посещала церковные службы. Через восемь месяцев Василий и Параскева поняли, что дочь не изменит своего решения, и благословили ее на иночество в Алексеевской общине. При постриге Ольга получила имя Олимпиада. Родители часто навещали дочь и помогали монастырю – дарили церковную утварь, строили здания.
Когда скончалась настоятельница Марфа, сестры стали уговаривать Олимпиаду занять ее место, но та отказалась, слезно прося оставить ее простой монахиней. Избрана была монахиня Матрона, но она вскоре скончалась. Тогда Олимпиада согласилась стать настоятельницей. Она мудро управляла общиной, при ней обитель заметно украсилась.
Преподобная Олимпиада глубоко почитала Киево-Печерских святых и мечтала поклониться их мощам. В последние годы жизни она решила совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру, но тяжело заболела. Сестры со слезами проводили настоятельницу в путь. Прибыв в лавру 3 (16) мая, она оставалась там до августа. 6 (19) августа матушка скончалась. Перед смертью она соборовалась и причастилась. Похоронили преподобную Олимпиаду в Дальних пещерах. Святая оставила духовное завещание – письма с наставлениями, адресованные монахиням.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.