Сайт Нижегородской епархии. Текст Светланы Высоцкой.
Об отмечаемом сегодня празднике Преображения и о возведенной в честь него Спасо-Преображенской (Печерской) церкви Нижнего Новгорода рассказал настоятель этого храма, митрофорный протоиерей Иоанн Клюшин:
\»Святое Евангелие повествует, что вскоре после того как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит много пострадать от иудеев, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился перед ними. При этом лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались белы, как снег.
Преображение Христово сопровождалось явлением пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако и из него послышался глас: \»Сей Есть Сын Мой Возлюбленный, в Нем Мое благоволение\».
Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло в явлении Его Божества в человеческой природе.
Преображение должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти, о чем и поется в кондаке праздника.
Преображение имеет отношение и лично к каждому христианину: в стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.
Христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу.
Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно — важнейший момент христианского учения о человеке.
Поставленная в честь Преображения Господня Спасо-Преображенская церковь, одна из древнейших в Нижнем Новгороде, располагается в очень красивом месте — на небольшой террасе, в полугоре высокого правого берега Волги, в Печерской слободе, когда-то принадлежавшей Печерскому Вознесенскому монастырю.
Церковь построена на месте первоначального расположения монастыря до его разрушения оползнем в 1597 году. До 1782 года она была деревянной, но во время пожара в слободе сгорела. Власти Печерского монастыря сразу же обратились в Синод за разрешением возвести на прежнем месте церковь каменную. Проект храма был составлен первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьиным в традиционных для того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом. 13 июня 1798 года был освящен главный престол храма.
За два с лишним века здание храма изменилось лишь незначительно. Поэтому он остается одним из немногих, сохраняющих в основном свой изначальный облик, и имеет большую ценность как памятник нижегородского храмового зодчества конца XVIII века.
В XX столетии церковь практически не закрывалась и в годы советской власти оставалась, наряду с Карповской и Высоковской церквями, одним из трех духовных очагов, где окормлялись православные жители всей Горьковской области.
В нижнем приделе Преображенской церкви под спудом находятся мощи схимонаха Иоасафа, которые были обретены во время оползня Печерского монастыря в конце XVI века\».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.