Текст сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви
28 января в Москве митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий принял участие в работе пленарного заседания направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений.
Заседание возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. В президиуме также присутствовали председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; куратор направления, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иуалиания (Каледа).
Открывая заседание, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.
Доклад владыки Георгия носил название «Монашество как призвание: от истоков до современности». Определив в начале выступления религиозное понимание призвания как Божественной воли, выраженной в отношении отдельного человека, Его Высокопреосвященство подчеркнул, что христианству чужд детерминизм, поэтому человек, обладая Богом данной свободой, не всегда деятельно отвечает на призыв Господа. При выборе же монашеского пути особенно важно понять подлинные причины влечения к иноческому житию. Митрополит Георгий назвал страсти, лежащие в основании ложных побуждений к монашеству: гордыню и тщеславие, желание выделиться, самоутвердиться или, напротив, спрятаться в монастыре от личных проблем, – а также иные внешние обстоятельства, при опоре на которые монашество для человека будет не только неполезно, но и опасно. В качестве примеров глубокого духовного понимания данного вопроса владыка привел высказывания святых отцов и цитаты из трудов современного наставника иночества архимандрита Лазаря (Абашидзе).
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Свобода личности и ответственность в контексте христианского мировоззрения» обратил внимание участников пленума на необходимость вновь и вновь возвращаться к рассмотрению основных мировоззренческих понятий христианства, чтобы не допустить лукавой подмены свободы вседозволенностью, а ответственности − рабством. Такая подмена происходит, прежде всего, в сознании нецерковных людей, хотя известны случаи, когда и в церковной монашеской среде свободу и ответственность подменяют произволом и стремлением избежать всякой ответственности за свою жизнь.
Доклад «Современные молодые люди и монашеская жизнь: вопросы соотношения ожидаемого и действительного» митрополита Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры, также был посвящен преодолению молодым послушником трудностей, возникающих в первые годы монашеской жизни. Когда человек «поставляет для себя планку, несоразмерную с его духовными силами», примеряя советы совершенных и духовно преуспевших, это проблема не только послушника, но и духовника. И последнему предстоит вдохновлять послушника многое переосмысливать и возрастать духовно. Наставник должен советом и молитвой помогать новоначальному не впадать в уныние при созерцании подлинного состояния падшей человеческой природы.
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий представил аудитории доклад «Исполнение заповедей Христовых как главное содержание монашеской жизни (антропологический аспект)». Взяв в качестве основы размышлений о сути монашества христианскую антропологию, владыка Зиновий напомнил, что человек есть центральная тайна бытия в сотворенном мире, что он призван к развитию от образа Божия к Его подобию в богопознании и богообщении. Если задаться вопросом, что нужно предпринимать человеку, чтобы осуществить в себе свойства богообразности, то необходимо, прежде всего, вспомнить, что природа отношений его с Богом коренится в любви. А на любовь Бога человек может ответить, прежде всего, исполнением заповедей Божиих. В любви к Богу, таким образом, находится залог осуществления любви к ближнему, которая более всего реализуется в межличностном общении.
Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) в сообщении «Внешние и внутренние трудности молодых послушников» поделился своими размышлениями о том, насколько важно для монашествующих – как для игуменов, так и для послушников – иметь старцев и духовных друзей, у которых можно было бы получить совет. «Я рад, что такие отношения были и есть в моей жизни», – сказал владыка. Говоря о трудностях молодых послушников, Его Высокопреосвященство обратил внимание слушателей на особое значение испытательного периода для человека, стремящегося к монашеской жизни, так как это время дается, чтобы желание быть монахом окрепло. Среди трудностей, которые испытывают молодые люди, приходя в монастырь, митрополит Андрей также назвал возможность неограниченного контакта с внешним миром посредством новейших технологий.
После перерыва заседание монашеского направления чтений продолжилось в формате семинара «Свобода и ответственность монашествующих в свете святоотеческих творений» под председательством викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Дионисия. Куратор семинара − настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия игумения Елисавета (Позднякова).
29 января участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений продолжат свою работу.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.