Текст Ольги Солнышкиной. Фото Глеба Пушменкова
21 марта, в пятницу 3-й седмицы Великого поста, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Богоявленском храме Арзамасского Николаевского женского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили викарий Нижегородской епархии, благочинный округа города Арзамаса епископ Дальнеконстантиновский Филарет, настоятель арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Вассиан (Бирагов), помощник управляющего Нижегородской епархией по административно-хозяйственным вопросам иерей Александр Копейкин, руководитель организационного отдела Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев и другие клирики Нижегородской епархии.
На богослужении вместе с большим числом прихожан молились настоятельница монастыря игумения Филарета (Шевченко) и сестры обители, настоятельница архиерейского подворья арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова).
На Божественной литургии присутствовали эксперты методического совета при министерстве культуры Российской Федерации.
По окончании литургии игумения Филарета поблагодарила архиереев за совершенное богослужение и особо управляющего Нижегородской епархией — за архипастырское попечение. Настоятельница обители преподнесла митрополиту Георгию и епископу Филарету иконы Спасителя.
Митрополит Георгий поблагодарил игумению Филарету за теплые слова и обратился к собравшимся со святительским словом: «Великий пост – это время особой молитвы, особого духовного делания, воздержания и милосердия. Отцы Церкви именуют Великий пост весной для души человека. Мы пробуждаемся от нашей суетной жизни, освящаемся сердцем, просвещаемся умом, и как псалмопевец Давид просим Бога: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс 50:12). Сердечная чистота дает нам возможность стать причастниками Духа Святого. Стяжанию благодати Божией нам мешают наши грехи и наши страсти. Время Великого поста помогает нам очистить свое сердце и приблизиться к Богу. Желаю всем Божией помощи в прохождении дней святого поста».
Затем митрополит Георгий посетил нижним храм, где приложился к иконе Богородицы «Избавление от бед страждающих».
Глава Нижегородской митрополии также посетил Никольский храм обители. Перед иконой святителя Николая Чудотворца священнослужители пропели величание. Епископ Филарет помазал всех присутствующим в храме маслом.
Справка:
Литургия Преждеосвященных Даров служится в будни Великого поста, когда не совершается полная литургия.
Дни Святой Четыредесятницы предназначены для воздержания и покаяния, потому совершение в это время полной литургии, торжественной и радостной, несовместимо со строгостью поста. Однако Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, и Церковь, по милосердию к нашей немощной природе, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, установив особенное, пронизанное великопостным настроением богослужение.
Литургия Преждеосвященных Даров отличается от традиционной литургии тем, что Бескровная Жертва Богу на ней не приносится. Она принесена ранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Поэтому вся служба — это приготовление к причастию заранее заготовленными Дарами.
Литургию Преждеосвященных Даров, ее чин и происхождение, необходимость в ней невозможно понять без любви к таинствам и практики частого причащения. «Если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, — пишет протоиерей Андрей Ткачев, — то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и причастия».
Особенная, «неполная» литургия совершается в соединении с часами и великопостной вечерней. Так же, как и обычная литургия, она начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу, а далее, как на вечерне, читается 103‑й псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом.
Во время этого богослужения много пения и чтения отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета — прокимнов и паремий. Вспоминается грехопадение прародителей и их изгнание из рая и дальнейшее удаление человечества от Бога. Для большего возбуждения покаянного чувства поется традиционный для вечерни стих 140‑го псалма «Да исправится молитва моя».
Во время этого богослужения можно услышать частые молитвы об оглашенных и о «еже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение, то есть наставление в вере и принимали Крещение накануне Пасхи.
Вместо обычной Херувимской песни хор поет гимн «Ныне силы Небесные», когда Преждеосвященные Дары переносятся, и верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву святого Ефрема Сирина.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.