Текст Дарьи Петровой. Фото Николая Рахматулина
24 апреля, в среду 6-й седмицы Великого поста, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Спасо — Преображенском мужском монастыре Арзамаса. Богослужение состоялось в Преображенском соборе обители.
Его Высокопреосвященству сослужили викарий Нижегородской епархии, благочинный города Арзамаса епископ Дальнеконстантиновский Филарет, настоятель арзамасского Спасо-Преображенского монастыря игумен Феодосий (Какуркин), братия Спасо-Преображенской обители в священном сане и другие клирики епархии.
На богослужении молились настоятельница Арзамасского Николаевского женского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова).
Вместе с прихожанами в храме молились педагоги и воспитанники арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
По окончании богослужения митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом: «Всех поздравляю с шестой седмицей Великого поста – временем особой молитвы и бдения. Сегодня мы совершаем молитвы в церкви, имеющей многовековую историю, и в этих стенах особо ощущается связь времен и соприкосновение земного с небесным. Те братья, которые когда-то подвизались здесь и отошли в жизнь вечную, сегодня радуются, видя как в обители возродилась духовная и молитвенная жизнь. Господь заповедовал нам стяжать смирение как одну из величайших добродетелей, несмотря на то, что по светским меркам смирение расценивают как слабость. «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (1Пет 5:5) – говорится в Священном Писании. Будем же учиться призывать благословение Божие в свою жизнь, и тогда она будет успешной и благополучной. Пускай город Арзамас и дальше процветает, пусть на арзамасской земле вызревают богатые духовные плоды».
Затем все гимназисты получили от главы Нижегородской митрополии сладкие угощения.
Справка:
Литургия Преждеосвященных Даров служится в будни Великого поста, когда не совершается полная литургия.
Дни Святой Четыредесятницы предназначены для воздержания и покаяния, потому совершение в это время полной литургии, торжественной и радостной, несовместимо со строгостью поста. Однако Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, и Церковь, по милосердию к нашей немощной природе, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, установив особенное, пронизанное великопостным настроением богослужение.
Литургия Преждеосвященных Даров отличается от традиционной литургии тем, что Бескровная Жертва Богу на ней не приносится. Она принесена ранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Поэтому вся служба — это приготовление к причастию заранее заготовленными Дарами.
Литургию Преждеосвященных Даров, ее чин и происхождение, необходимость в ней невозможно понять без любви к таинствам и практики частого причащения. «Если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, — пишет протоиерей Андрей Ткачев, — то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и причастия».
Особенная, «неполная» литургия совершается в соединении с часами и великопостной вечерней. Так же, как и обычная литургия, она начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу, а далее, как на вечерне, читается 103‑й псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом.
Во время этого богослужения много пения и чтения отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета — прокимнов и паримий. Вспоминается грехопадение прародителей и их изгнание из рая и дальнейшее удаление человечества от Бога. Для большего возбуждения покаянного чувства поется традиционный для вечерни стих 140‑го псалма «Да исправится молитва моя».
Во время этого богослужения можно услышать частые молитвы об оглашенных и о «еже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение, то есть наставление в вере и принимали Крещение накануне Пасхи.
Вместо обычной Херувимской песни хор поет гимн «Ныне силы Небесные», когда Преждеосвященные Дары переносятся, и верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву святого Ефрема Сирина.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.