Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Патриарх Кирилл: «Совершать Божию правду – задача каждого верующего человека»

Патриарх Кирилл: «Совершать Божию правду – задача каждого верующего человека»

13:35, 10 сентября 2009

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 10 сентября совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. После чтения Апостола и Евангелия — а сегодня читался отрывок из Послания апостола Павла к галатам — Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме с проповедью:

— Никакие человеческие технологии не способны вскрыть свойства скрытой стратегии в человеческих отношениях. И мы знаем, как наш народ неоднократно обманывался, и никакая мудрость народная не помогала, никакая ссылка на народную смекалку, на способность прозревать правду не помогала. Народ ошибался – принимал ложь за правду, тьму за свет. И в результате страдал сам. Какие обрушения в нашей жизни произошли в ХХ веке, потому что мы были неспособны отличить эту ложь от правды!

Почему же кровь Спасителя связывается апостолом Павлом со способностью избавлять от лукавства настоящего века, от скрытой стратегии зла?

Да потому, что кровь Христова освобождает нас от греха. Если Господь искуплением Своим исцеляет нас от грехов, дарует нам освобождение от зла, то это означает только то, что мы сами в глубине своего сердца и разума начинаем овладевать тайной жизни, способностью отличать добро от зла и не только по отношению к себе, но и по отношению к своим близким, родным, коллегам по работе и всему тому, что мир обращает к нам.

Если человек живет по Божией правде, то в каждом слове, обращенном к нему, он способен распознать добро и зло. Эту удивительную способность мы называем прозорливостью. Ведь прозорливость – это способность прозревать суть вещей. Как замечательно употребить еще раз это слово, и всем нам задуматься о прозорливости здесь, на этой земле, по которой ходил своими стопами великий прозорливец земли Русской преподобный Серафим Саровский. Он в полной мере стяжал то, о чем говорил святой апостол Павел: кровью Спасителя мы освобождаемся от греха и обретаем способность прозревать лукавство нынешнего века (ср. Гал 1:4).

Преподобный не заканчивал никаких университетов, и не имел никакого опыта политической работы, и не жил в столицах, а жил здесь – в дебрях саровских. Но к нему приходили и слушали его и великие мира сего, и простые люди. И понимали они, что старец говорил правду, прозревал тайны их личной жизни, видел и понимал, что происходило в тот момент со страной и народом.

И никаким человеческим опытом и знаниями невозможно объяснить этой прозорливости, которая не знает границ времени и пространства и простирается даже в будущее. И живые свидетельства этой прозорливости еще и еще раз подтверждают те слова апостола Павла, которые звучали сегодня: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего».

Мы все сегодня нуждаемся в этой прозорливости. Мы не употребляем это слово по отношению друг к другу, в быту, и тем не менее, мы желаем друг другу мудрости и способности отличать духом правду от лжи, добро от зла.

Каждый из нас имеет возможность стать таким мудрым и прозорливым человеком, если в полной мере примет силой своей веры и чистотой своих чувств тот искупительный подвиг, который ради нас совершил Христос. И если мы верим в Господа, если мы живем по Его закону, если принадлежим к общине Его последователей – Церкви Христовой, если мы молимся Ему и просим Его, то через искупительные крестные заслуги Он нам дарует еще и мудрость житейскую, силы и разум. И голосом своего сердца и своей совести мы становимся способными отделять добро от зла, а правду от лжи. И пока хоть в одном человеке сохраняется эта способность, будет продолжаться человеческая история. А когда люди потеряют способность в глобальном масштабе отделять добро от зла, тогда и наступит конец.

Следует помнить, что пришествие Антихриста и конец мира – это не хронологическое понятие. Потому что этот миг может наступить мгновенно, когда переполнится чаша Божественного терпения наших беззаконий. Ибо через беззакония люди теряют способность отличать добро от зла.

А что же Церковь Христова? Какую Она должна занимать позицию перед лицом всего того, что происходит в мире? Ведь некоторые говорят нам: к приходу Антихриста нужно подальше спрятаться от мира в пещеру — проклясть весь этот мир, отказаться от него.

Преподобный Серафим учил другому. Он учил людей Божией правде, чтобы, получив хоть раз прививку этой правды и идя в мир, они творили Божие дело. И мир будет существовать до тех пор, пока это Божие дело будет совершаться. Поэтому величайший грех принимают на себя люди, которые отказываются от борьбы за Божию правду, слагают оружие и соблазняют этим других.

«Наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12). И победу в этой брани одерживает тот, кто сохраняет нравственное чувство, а вместе с ним и способность отделять добро от зла. И сохраняем мы эту способность силой благодати Божией, которая дана нам через Крест и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Вот так и смыкаются такие разделенные понятия: Божественное искупление, вечная жизнь и политическая реальность современного мира. А иначе и быть не может! Бог создал мир именно таким: земное соединяется с небесным, а духовное с материальным. И задача каждого верующего человека — совершать Божью правду, преобразовывать свою душу, свой внутренний мир, свою семью — это и есть наше оружие, способное воздействовать на общественную жизнь, на судьбу всего народа, с тем чтобы утверждалась Божия правда и Божия победа. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин 5:4). Аминь.

[v455]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.