Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил богослужения в Дивеевском монастыре

Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил богослужения в Дивеевском монастыре

10:28, 5 июля 2021

Текст Оксаны Москвиной. Фото Сергея Лотырева

5 июля, в год 30-летия второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

В Троицком соборе обители, где постоянно пребывает рака со святыми мощами батюшки Серафима, митрополит Иларион возглавил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и Божественную литургию. Ему сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет, секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Дивеевского округа иерей Павел Покровский, старший священник Дивеевского монастыря иерей Владимир Каргин, благочинный Воскресенского округа Нижегородской епархии протоиерей Александр Долбунов, благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков, благочинный округа города Арзамаса иерей Андрей Рузанов, исполняющий обязанности благочинного Богородского округа иерей Виталий Мишарин и другие клирики епархии.

На богослужении вместе с паломниками и прихожанами молились настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова) и сестры монастыря.

По окончании литургии настоятельница Дивеевской обители поблагодарила митрополита Илариона и архипастырей за визит и совершенное богослужение, преподнесла митрополиту Илариону заздравную просфору и икону Собора дивеевских святых.

Управляющий Нижегородской епархией также поблагодарил митрополита Илариона за совершенный визит и преподнес образ Божией Матери «Умиление», написанный в Сарове и освященный в Дивееве.

«Для нас большая духовная радость, что Вы посещаете наши святые места. Вы являетесь ближайшим помощником Святейшего Патриарха в управлении Русской Церковью. На этом пути враг рода человеческого пытается выбить архипастыря из повседневной жизни. Господь сказал: «Если будет поражен пастырь, то рассеются овцы». Именно на епископа ложится огромная ответственность в деле служения Богу и Матери Церкви, чтобы люди нашли дорогу ко Господу в своем сердце. Ваши труды как церковного писателя, богослова, в музыкальном творчестве сегодня приносят большую духовную пользу», – отметил митрополит Георгий.

Митрополит Иларион передал всем присутствующим благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Он рассказал, что приехав по благословению Его Святейшества возглавить торжества, посвященные 300-летию Нижегородской семинарии, не мог не посетить святую Дивеевскую обитель и не поклониться мощам великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского.

«Мы начали сегодняшнее богослужение с молебна с акафистом преподобному Серафиму, где он сравнивается с боговидцем и пророком Моисеем. Мы знаем из Ветхого завета, из Книги Исход, что пророк Моисей был избран Богом для того, чтобы вывести народ израильский из египетского плена. А преподобный Серафим был избран Богом, чтобы вывести наш русский народ из плена безбожия и атеизма. Неслучайно в самом начале церковного возрождения на нашей земле были обретены чудесным образом мощи именно преподобного Серафима Саровского. Они могли быть уничтожены, как были уничтожены многие святыни и мощи многих святых угодников. Но они чудесным образом сохранились, и не где-нибудь, а в музее атеизма – в самой сердцевине безбожного мира хранил их Господь, чтобы в нужный момент воздвигнуть этого угодника Божия и вывести наш народ из «египетского плена». В Книге Исход мы читаем, как Моисей восходил на гору Синай, беседовал с Богом, а потом Божественные глаголы передавал израильскому народу. Преподобный Серафим уходил в дремучие леса, чтобы в тишине лесной пустыни возносить молитвы Богу, чтоб много лет спустя быть явленным многим людям и возвещать эти Божии глаголы нашему народу. Мы знаем, что когда Моисей после собеседования с Богом сходил с горы, лицо его так сияло, что на него невозможно было смотреть. Он даже покрывал его специальным покрывалом, чтобы люди могли обращаться к нему. Когда к преподобному Серафиму пришел Николай Мотовилов для духовной беседы, он увидел, как лицо святого просияло подобно лику Христа на горе Фаворской. Как, несмотря на зимнее время, вокруг стало тепло и сделалось великое благоухание. Преподобный Серафим, сияя этой ослепительной Божественной славой, беседовал с ним и возвещал ему глаголы Божии. Вот почему со всех уголков России, со всего мира сюда стекаются люди, чтобы поклониться мощам преподобного и богоносного отца нашего Серафима, чтобы прославить этого великого угодника Божия, побыть в том месте, где сама Пресвятая Богородица явилась и утешила его. Многие сегодня по заповеди преподобного Серафима проходят по святой канавке, читая 150 раз молитву «Богородице Дево радуйся». Проходя этим радостным путем, люди чувствуют, как Пресвятая Богородица присутствует в своем Четвертом Уделе», – рассказал митрополит Иларион.

Владыка поблагодарил митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за приглашение посетить Нижегородскую землю, а игумению Сергию (Конкову) – за возможность помолиться у мощей преподобного Серафима и совершить здесь Божественную литургию. В память о совместном служении митрополит Иларион подарил настоятельнице Дивеевской обители свою книгу «Тайна Богоматери» об истоках и истории почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии.

Справка: 

30 июля 2021 года исполняется 30 лет со дня второго (после 1903 года) обретения мощей преподобного Серафима Саровского.

С 1918-го до конца 1920-х годов в нашей стране проводилась кощунственная всероссийская кампания по вскрытию мощей, которая являлась частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации Русской Православной Церкви.

Судьба многих святых мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор не известна. Некоторые из них перевезли в Центральный антирелигиозный музей, открывшийся в 1929 году, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе Ленинграда. Такая судьба постигла и мощи преподобного Серафима Саровского.

Еще в 1946 и 1948 годах верующие пытались возвратить святыню, но безуспешно: на многие годы ее след был потерян. После празднования тысячелетия Крещения Руси и начала возрождения православия в стране из многих епархий Русской Православной Церкви были поданы ходатайства в Совет по делам религий при Совете министров СССР о возвращении из тьмы музейных запасников святых мощей угодников Божиих. Но в этот период мощи преподобного Серафима найдены не были.

Обретены они были во время отбора утвари для передачи ее Церкви, когда внимание сотрудников привлек прямоугольный ящик, обшитый тканью, напоминавший предмет мебели. Видимо, поэтому он не вызывал интереса. Но поскольку в данном случае проверка проводилась особенно тщательная, обшивка была вскрыта и под ней обнаружились мощи. На них были белые атласные рукавички, а поверх золотом на одной вышито: «Преподобный отче Серафиме», на другой — «моли Бога о нас». Находку сразу перенесли в отдельное хранилище.

Подлинность мощей предстояло установить комиссии, опираясь на акты о закрытии и изъятии от 1921 года. 25 декабря 1990 года комиссия во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) выехала в Ленинград.

Неопровержимыми доказательствами принадлежности честных мощей великому Серафиму Саровскому, чудотворцу, явились, во-первых, черный куколь с отверстием в лобной части, в котором находится череп, частицы кожи и волосы седовато-рыжеватого цвета, что полностью соответствует описаниям акта освидетельствования мощей 1903 года; во-вторых, подушечка зеленого цвета, на которой покоилась честная глава преподобного, а также медный иерейский крест с цепочкой. В области груди крестообразно были сложены руки в белых варежках, что также соответствует акту 1921 года.

Дата официальной передачи Русской Православной Церкви святых мощей была определена на 11 января 1991 года. Накануне, 8 января, в Богоявленском Елоховском соборе столицы Святейший Патриарх в сослужении сонма архипастырей и духовенства совершил Великую Рождественскую вечерню, после которой, обращаясь к молящимся, всенародно объявил о находке.

Церемония передачи мощей преподобного Серафима началась в Казанском соборе, где располагался Музей религии и атеизма. Подписав акт передачи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первый молебен у вновь обретенных мощей, а затем рака была доставлена на площадь перед Александро-Невской лаврой, где ее встречали духовенство и многочисленные миряне.

До середины февраля мощи оставались в Троицком соборе лавры для поклонения верующих Северной столицы, а потом были торжественно перенесены в Москву, где пробыли в Богоявленском Патриаршем соборе до середины июля.

18 июля 1991 года состоялось заседание Священного Синода, на котором было постановлено: «Благословить открытие Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в селе Дивеево Нижегородской епархии».

23 июля мощи были изнесены из Богоявленского собора и крестный ход с ними направился в город Ногинск, а затем через Орехово-Зуево, Владимир и Богоявление – в Нижний Новгород. Процессию на протяжении всего пути сопровождало множество верующих во главе со Святейшим Патриархом Алексием II.

26 июля крестный ход прибыл в Нижний Новгород, а к вечеру 28 июля — в город Арзамас. Вечером 30 июля автомобиль со святыми мощами преподобного Серафима Саровского въехал в Дивеево, где его встречало множество верующих.

Так сбылось предсказание преподобного Серафима, оставленное дивеевским сестрам: «О! Вот, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон!..»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.