26 января в Москве в Малом зале Государственной Думы в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялся круглый стол «Церковь, государство, армия: историческая традиция и современные аспекты соработничества».
Его организовали комитеты Государственной Думы по обороне и по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений совместно с Синодальными отделами по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации и по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
От Нижегородской епархии на мероприятии присутствовали руководитель организационного отдела протоиерей Александр Малафеев, руководитель пресс-службы иерей Алексий Пестрецов и генеральный директор и главный редактор просветительского центра «Логос» Александр Фролов.
Выступая на круглом столе, заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова заявила, что мер поддержки семей священнослужителей, которые вместе с нашими солдатами находятся в Донбассе с начала специальной военной операции, недостаточно. Необходимо продумать, какую помощь государство может оказать их семьям, особенно в случае гибели пастыря. С первых дней специальной военной операции российские священники надели бронежилеты, миссии милосердия отправились на Донбасс, постоянными стали сборы материальной помощи жителям новых территорий. Пастырская служба в зоне СВО на мобилизационных пунктах стала постоянной, отметила Анна Кузнецова. «Сегодня необходимо выстроить системную работу духовной поддержки наших военнослужащих, как это говорится, «за ленточкой». Не только духовное служение, но и миссия там, «за ленточкой», должна стать предметом дискуссии, для того, чтобы обеспечить всю систему мер поддержки. На самом деле есть вопросы, которые требуют своего решения», — пояснила депутат. Она напомнила, что, несмотря на то, что священники не держат оружие в руках, «они находятся за лентой», и, к сожалению, есть погибшие. «И вот здесь встает вопрос: никаких мер поддержки семьям священников нет. Если священник погибает, приход, добрые люди собираются и начинают поддерживать семью погибшего священника, где, как правило, пять-шесть и более детей», — отметила Анна Кузнецова. Вице-спикер призвала решить этот вопрос и подумать, как можно включить священнослужителей в сферу поддержки.
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что в России в настоящее время существует потребность в институте военного духовенства, особенно в условиях проведения специальной военной операции на Украине. Парламентарий заметил, что опросы, проведенные Научно-исследовательским центром Вооруженных сил РФ в последние годы, показали, что «верующие военнослужащие составляют около 70% общей численности личного состава». «Сегодня мы видим, что потребность в институте военного духовенства есть и она высока, тем более в условиях проведения специальной военной операции. Поэтому система взаимодействия Церкви и армии должна постоянно совершенствоваться, чтобы успешно и эффективно функционировать в современных условиях, как это было несколько веков подряд в русской армии», — сказал депутат. Он также напомнил, что Президент РФ Владимир Путин в 2009 году «принял историческое решение о воссоздании в Вооруженных силах России института военного духовенства».
По словам руководителя правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернега), более 80 священников Русской Православной Церкви добровольцами исполняют пастырский долг на фронте, 90 пребывают в действующей армии по контракту с воинскими частями. Также она сообщила, что Русская Православная Церковь разработала концепцию для обеспечения правового статуса военных священников, в том числе для установления для них социальных льгот. Концепция предусматривает, в частности, иерархическую подчиненность военных священников Священноначалию, что сейчас не установлено.
Присутствие священнослужителя в армии – это «антидот против расчеловечивания», которое стремительно происходит среди военнослужащих Украины, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Священник важен не только потому, что он находится рядом с людьми, которые готовы пожертвовать жизнью и жертвуют жизнью, и он духовно, нравственно помогает тем, кто готов этой жизнью пожертвовать. Но это важно еще и потому, что, как сказал Святейший Патриарх, присутствие священника в армии вносит гуманистический аспект, заявил Владимир Легойда.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.