Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Пресс-конференция епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, посвященная Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви

Пресс-конференция епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, посвященная Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви

16:05, 15 октября 2004

Приветственное слово Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия: «По уставу Русской Православной Церкви, каждые четыре года должен собираться Архиерейский собор, в котором участвуют все епископы юрисдикции Русской Православной Церкви. В последний раз Архиерейский Собор проходил в 2000 году, когда освящали Храма Христа Спасителя. На этом соборе были намечены планы на следующее четырехлетие.

Общее впечатление о Соборе свидетельствует о том, что мы в духовной жизни вступаем в процесс становления, развития. И важным представляется единомыслие, потому что в церковной жизни очень много вопросов, которые требуют осмысления, неторопливого подхода, внимательного обсуждения, глубокого изучения. Это касается и вопросов канонизации святых, проблем по уврачеванию раскола Русской Православной Церкви с Зарубежной Православной Церковью. Наметились тенденции более глубокого диалога со старообрядцами. Мы остро ощущаем необходимость проведения таких соборов, потому что во время работы обсуждается оценка прошедшего четырехлетия: что нам удалось, какие вопросы нужно пересмотреть, на что обратить внимание. Конечно, намечаются планы на следующее четырехлетитие.

Весьма значимым было то, что был поставлен вопрос, и было принято, пока временное, решение о создании церковных судов. Церковная жизнь весьма динамично развивается, нам необходим церковный суд на епархиальном уровне, а затем он будет создан на общецерковном уровне.

Вторым немаловажным вопросом является наша миссионерская просветительская деятельность. Это отмечал на встрече президент РФ В.В. Путин. В эпоху экстремизма, террористических актов необходимы особые усилия по единению общества. Сегодня роль Церкви особенно важна в укреплении нравственных духовных ценностей, в становлении жизни, чтобы мир и благополучие не покидали нас. Поэтому нужно предпринимать много усилий в области образования и в области просвещения, чтобы помочь нашим соотечественникам преодолеть все эти трудности, скорби, найти силы побороть беду и идти по жизни дальше.

На Архиерейском Соборе обсуждалась и монастырская жизнь. Было отмечено, что у нашей Церкви 652 монастыря. И было обращено внимание на то, чтобы из количественного подхода мы более глубоко подходили к качественному уровню и насельников монастырей, и благоустроению жизни. Действительно, это весьма важно, потому что восстановление иноческой жизни проходит не легко. Не просто. Во многих обителях утрачена живая традиция монашества, поэтому нам приходится прилагать очень много усилий».

— Ваше Высокопреосвященство, скажите, пожалуйста, какие причины сделали невозможным на данном этапе объединение Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей?

— Более года назад начался диалог, и мы понимали, что есть очень много трудностей, объективных трудностей, которые не позволят сегодня в кратчайшие сроки, а может это и не нужно, принимать такое скоропалительное решение. Дело в том, что в Русской Зарубежной Церкви есть как сторонники, так и противники этого диалога, и должно пройти некоторое время, чтобы мы в процессе общения сняли многие сомнительные проблемы и вопросы. В частности, поднимаются вопросы: что делать с параллельными приходами, которая создала Русская зарубежная Церковь на территории России; что делать с теми священнослужителями, которых Русская Православная Церковь запретила в священнослужении за их недостойное поведение, но они были приняты Русской Зарубежной Церковью. Есть вопросы по канонизации святых. Поэтому предстоит долгий кропотливый труд, и я считаю, что мы действительно поступили правильно, не принимая скоропалительных решений, а должны подойти к этому вопросу взвешенно, чтобы история и потомки нас не осуждали за сиюминутную поспешность.

— Вопрос по канонизации святых. Кого канонизировали из Нижегородской епархии, как принимаются решения о канонизации?

— Несколько лет назад были прославлены в лике святых преподобные дивеевские Александра, Марфа и Елена. Они были причислены к лику святых как местночтимые. Это право с благословения святейшего Патриарха преподается правящему епископу. В этом году в дни празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, 31 июля, во время освящения в Дивееве храма в честь Казанской иконы Божией Матери мною были причислены к лику святых блаженные дивеевские Пелагея, Параскева и Мария. Поскольку епископ мог прославить угодниц как местночтимых святых, мы подали прошение в комиссию по канонизации о прославлении их в лике всероссийских святых. Комиссия, рассмотрев наше ходатайство, сочла возможным причисление дивеевских блаженных к общероссийским святым, и на этом соборе они были объявлены к общецерковному почитанию и поклонению. Поэтому для нас это большая радость. Почитание этих подвижников благочестия, этих святых давно уже вышло за рамки Нижегородской епархии. Но есть церковные законы, есть Церковный устав, есть каноны, по которым мы можем идти к причислению к лику святых.

Не секрет, что иногда не по разуму ревнители благочестия пытаются, обходя церковные постановления, осуществить прославление того или иного человека. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий очень четко и ясно обозначил те принципы и правила, по которым происходит работа комиссии по канонизации. Мы полностью поддерживаем эти принципы, и чтобы во всем был порядок, и не было ошибок, чтобы не происходило сиюминутных поспешных решений ко всякому вопросу о канонизации подходят очень ответственно. Раздаются голоса сегодня о канонизации Ивана Грозного, Распутина. Эта же проблема поднялась и в области почитания икон, когда непонятно откуда (а иногда и понятно откуда) без церковного благословения, без серьезного изучения люди пытаются распространять те или иные изображения, в частности, это касается иконы «Воскрешающая Русь». Во всем этом видится следующее – люди, исповедывающие себя якобы благочестивыми православными, псевдо ревнующие за благочестие пытаются в церковном организме посеять смуту, раздор и разделение. На это было обращено сугубое внимание, и мы это полностью поддерживаем.

— Уважаемый Владыка, разъясните вопрос с церковными судами, каковы их функции и, когда они появятся на территории Нижегородской епархии?

— Церковный суд, я думаю, в ближайшие месяцы будет создан, а может, и раньше. Он будет рассматривать нарушения в церковной жизни, нарушение церковных канононов священнослужителями и церковнослужителями, т. е. мирянами, трудящимися в Церкви. Решение церковного суда утверждает правящий епископ. Если по определению церковного суда священнослужитель должен быть извержен из сана, определением епископа и утверждением Святейшего Патриарха происходит это деяние. Это промежуточный этап двух-трех лет, поскольку это для нас дело новое, мы будем с большой осторожностью и вниманием подходить к этим делам, но то, что введение церковного суда назрело в церковной жизни — это ясно и необходимо.

— Что, много нарушителей?
— Можно себе представить, у нас за десять лет епархия от сорока священнослужителей увеличилась до четырехсот, и понятно, что возникает ряд вопросов церковной жизни, которые необходимо решать. Нужно еще обращать особое внимание на духовные школы, на повышение преподавательского уровня священнослужителей, поэтому все это вместе требует определенных решений. Собственно говоря, всегда было так в Церкви в эпоху Вселенских соборов и позже, когда в историческом процессе церковный корабль сталкивался со многими неустройствами, в частности, с неустройствами общественной жизни, и требовалось более тщательно выработать строгий подход церковного управления. Так что сегодня – не исключение.

— Владыка, поясните пожалуйста вопрос церковного суда, какие наказания будут предусмотрены?

— Прежде всего, задача суда – не столько наказание, сколько фиксирование нарушений, которые происходят в церковной жизни, а во-вторых, в соответствии с церковными канонами и правилами, будут применяться те или иные прещения в нарушениях, начиная от самых простых – епитимия, увещевание и до самых строгих – отлучение от Церковной жизни.

Председателем церковного суда и помощником председателя будут священнослужители Нижегородской епархии.

— Вопрос по поводу дивеевских святых. Я знаю, что они будут представлены на поклонение.
— Преподобные жены дивеевские Александра, Марфа и Елена. Их мощи обретены и сегодня подчивают в пределе Рождества Пресвятой Богородицы Казанского храма Дивеевского монастыря. Что касается преподобных дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии, то их мощи сегодня обретены, но еще сегодня не представлены к поклонению, потому что готовятся раки. Я думаю, что в течение месяца или полутора этот процесс будет завершен. Мощи будут находиться в самом Казанском храме.

— Владыка Вы уже сказали о миссионерской деятельности. Расскажите о поднятом на соборе вопросе о деятельности Православия в широких массовых изданиях, имеется в виду, издание каких-либо новых журналов, новых книг и т. д.?

— Действительно, работу свою представили Издательский отдел Московской Патриархии и миссионерский отдел. Церковь, конечно, уделяет особое внимание информационному пространству в области просвещения и насыщению его. Рассматривались на соборе вопросы качества изданий, которые сегодня выходят, и было обращено внимание Преосвященных на то, чтобы более тщательно подходить к издаваемой литературе. Были отмечены позитивные сдвиги в этой области: за последние десятилетия вышло огромное количество книг, к которым имеет доступ любой читатель, и было благословлено продолжать работу в этом направлении. Но то, что на сегодня активизируются секты, различные тоталитарные религиозные течения – это налагает свой особый отпечаток на жизнь и деятельность Церкви, и конечно, недостаточна та деятельность, которую мы сегодня осуществляем. Это объясняется объективными и субъективными причинами, но тем не менее, мы это понимаем и будем стремиться к улучшению работы в данном направлении.

— Обсуждалось ли на Соборе вопросы борьбы с сектанскими организациями?

— Этот вопрос больше обсуждался на миссионерском отделе. Мы живем в определенных условиях государственного устройства, те принципы, которые применялись до 1917 года, мы не можем использовать, поэтому этот вопрос больше касается светских усилий. Мы живем в эпоху так называемой свободы, и поэтому прежде всего необходимо усилить проповедь и просвещение людей, с тем что бы они не были оставлены без внимания. Ведь успех зачастую тех или иных религиозных течений происходит там, где нет христианской проповеди, или Церковная деятельность сводится к минимуму, а когда Церковь занимает активную позицию и не оставляет своих чад без внимания, там как правило, религиозные течения не имеют успеха.

— Я внимательно следила за событиями, которые происходили на Архиерейском соборе. Прошла информация, что на обсуждении была поднята такая тема как «дедовщина в монастырях». Скажите, что там обсуждалось. Известны ли подобные примеры в нижегородских монастырях, если да, то как с ними борются?

— Сразу бы хотел отметить, что дедовщины никакой нет, просто, когда обсуждается та или иная проблема, что бы ее как-то сконцентрировать, то иногда применяются светские термины. Однако это не значит, что если мы возьмем воинскую часть, где происходят какие-то беспорядки, то это происходит и в монастырской жизни.

Монашеской жизни невозможно научиться по книгам, а поскольку прервана традиция монашеской жизни, ведь монашество сильно именно традиционализмом и преемственностью, то сегодняшнее состояние монастырей зачастую в духовном плане оставляет желать лучшего. Но это не значит, что в монастырях находятся самые плохие люди, просто монашеский путь очень тяжел, и низкий поклон тем людям, которые взялись за это делание – возрождение духовной жизни. Это тернистый путь. Через пот и кровь проходит человек в монашеском делании. Есть неустройства, есть проблемы. Поэтому на монастырской комиссии были отмечены эти факты и указано на то что их необходимо исправлять.

— Возвращаясь к церковным судам. Как раньше проводились такого рода разбирательства?
— Раньше все вопросы рассматривал епархиальный совет и епископ.

— Есть ли у вас разрешение Патриарха на такие суды?
— В первую очередь, это решение Архиерейского собора, который возглавляет сам Святейший Патриарх. Сейчас дисциплинарные вопросы решает епархиальный совет и епископ. Не очень хорошо отвлекать священнослужителей от их прямых обязанностей. Кроме того, необходимо более квалифицированно производить дознание нарушений церковной жизни.

— Какова позиция Президента по вопросам налоговой политики Церкви. Ожидается ли изменение налоговой политики?

— На встрече с президентом мы обсуждали несколько вопросов, в частности, то, что касается имущественных отношений и земельного кодакса. Сегодня, по милости Божией, решением государственной думы подписан документ о невзимании налога за церковные земли, которые находятся в ограде храма. Пока нерешен вопрос о землях сельскохозяйственного значения, которые сегодня имеет Церковь. Когда государство обеспокоено духовным состоянием жизни народа, когда мы понимаем, что духовные ценности являются становым хребтом в жизни и личности, то церковная деятельность весьма полезна и необходима. Когда император Константин Великий в Византии и равноапостольный князь Владимир на Руси принимали решение ввести христианство, то обеспечивали условия для жизни церкви. Что мы сегодня наблюдаем? Мы требуем от священнослужителя молитвы, благочестия, духовной жизни. Но скажите, кто сегодня восстанавливает храмы и монастыри? У нас священнослужитель должен быть и прорабом, и сметчиком, и строителем, и экономистом, и юристом, и финансистом. Согласитесь, эта ситуация неправильная. Второй момент. Возрождение монастырей требует определенных усилий и материальных затрат. Никогда монастыри не представляли собой какого-то коммерческого учреждения. И поэтому в моем понимании церковные земли – это земли монастырей, где они ведут хозяйственную деятельность для пропитания себя, для пропитания паломников, для поддержания экономической жизни монастырей. Это наше с вами национальное достояние. Разве можем мы сказать, что Дивеевский монастырь – это принадлежность только Нижегородской епархии. Низкий поклон тем монашествующим, которые пришли и возрождают обители. Но мы как миряне должны сказать свое слово в этой жизни. Что касается церковного имущества, то здесь у меня есть обеспокоенность. Сегодня церковное имущество занято другими организациями. Всем известно старинное здание Нижегородской семинарии — там сегодня находится педагогический институт.

Но сегодня наблюдается другая тенденция. Церковное имущество покупается, приватизируется и продается другим организациям. Мы с вами знаем случаи, когда в Нижнем Новгороде сносятся храмы, и на этом месте строятся многоэтажные жилые дома, никто этого Церкви не восполняет. Мы с вами знаем, что в Москве Дивеевское подворье продано коммерческим организациям. Как это понимать? Как к этому относится? В моем понимании, власти должны зафиксировать церковное имущество и понимать, что это нельзя приватизировать и продавать. Ко мне обращаются люди за благословением для освящения офиса, когда на этом месте стоял храм. Ну как мы можем это допускать? Что у нас мало земли сегодня? Мало возможностей?
Здесь я бы не хотел затрагивать какой-либо экономический вопрос. Это духовный вопрос. Мы должны иметь благоговение к своим святыням. И к подвигу и труду своих предков.

— В последнее время много дебатов по поводу введения в школьные программы «Основ Православной культуры». Рассматривался ли этот вопрос на Архиерейском Соборе?

— Этот вопрос затрагивался не очень широко, поскольку это уже пройденный этап. Все об этом уже сказано. Конечно, печально, что чиновники министерства образования взяли на себя право лишать нас части знаний. И поверьте, что, когда вы соприкоснетесь с церковным образованием, вы поймете, что нас обокрали, обворовали в области информационного пространства. Мы в целых пластах культуры с вами просто невежды. Если мы хотим воспитывать своих детей, внуков достойными гражданами, то надо знать свою культуру, иметь представление о духовности, о том наследии, которое сохранила Россия. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы в школах проводились занятия по основам Православной культуры.

— Много говорилось о том, что работы по возрождениям Сарова и Дивеева будет продолжена. На каком этапе сейчас эта работа?

— Что касается, Сарова и Дивеева, то это особая страница в жизни Нижегородской епархии. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Дивеевский монастырь с его деятельностью, уже вышел за рамки Нижегородской епархии. Это общероссийская святыня, можно даже сказать, мировая святыня. Большое количество паломников приезжает, получает утешение, нравственное возрождение. Вместе с тем идет восстановление монастыря. Не решено еще много имущественных вопросов.

Что касается Дивеева, то в исторической части монастыря живет еще более ста семей. В районе Богородичной канавки внутри находилось два объекта: школа и школа-интернат. Школу перевели. Но там находится еще школа-интернат. Надо этот вопрос как-то рассматривать и решать.

В Сарове за два года мы существенно продвинулись в деле восстановления памятных святынь. Восстановлена дальняя пустынька. Завершен Иоанно-Предтеченский храм, с которого началась обитель после пещер. Восстанавливается палатка – место захоронения батюшки Серафима. Из таких серьезных вопросов, которые не решены, и их нужно решать, это, прежде всего, возвращение колокольни Церкви. (Там сегодня соседствует и телевизионная антенна и православная пресса.) По милости Божией, приводится в порядок источник батюшки Серафима в поселке Цыгановка. Благоустраивается.

-Правда ли, что будет сосвящен подземный храм?
— Надо понимать, что на это восстановление нет государственного финансирования. Второе. Надо понимать, что на церковный бюджет мы не сможем восстановить все святыни. Все зависит от доброй воли организаций и частных лиц, которые отзываются на нашу боль. Поэтому никаких конкретных планов и дат я вам не могу сегодня обозначить. Как Господь благословит, так и будет.

— Святейший Патриарх Алексий II на Соборе говорил о том, что наряду восстановлением монастырей и храмов необходимо заботиться об усилении духовной жизни общества. В связи с этими словами Святейшего, будет ли что-нибудь сделано в Нижегородской епархии?
— В Нижегородской епархии мы предпринимаем целый ряд мероприятий, которые, надеюсь, позволят нам более глубоко затронуть жизнь общества. Это и развитие нашего православного епархиального радио, это и развитие нашего сайта, это и работа священнослужителей в тюрьмах, больницах, детских домах. Это и открытие православных гимназий. У нас две православных гимназии в Дзержинске и Семенове. Со второго ноября этого года в Нижнем Новгороде в Сормовском районе при храме будет открыт православный лекторий для тех, кто хочет слушать Слово Божие. Будем развивать миссионерский отдел в области публичной деятельности, лекций. Сегодня уже к нам в Нижегородскую епархию приезжают преподаватели Московской Духовной Академии читают лекции. Я думаю, что мы будем иметь возможность послушать их на радио, на телевидении. Сегодня у нас находится заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он общается со студентами, интеллигенцией. Диакон Андрей Кураев приезжает к нам.
Хочется надеяться, что сердца нижегородцев проникнуться православной верой, благочестием.

— Что сейчас происходит с проектом «Ильинская слобода»? На каком он этапе?

— Когда чуть больше года назад мы заявляли о проекте «Ильинская слобода», я говорил, что наши слова не должны расходиться с делом. Потому что нередко заявляются программы, фонды, но так и остаются на бумаге. Мы избавились от такого полумертвого движения жизни. И один из примеров этого — восстановление храма Успения Божией Матери на Ильинской горе, который сегодня представляет собой великолепный уголок Нижнего Новгорода. Не только сам храм восстановлен, но благоустроена территория, окрестные здания приведены в порядок. Хочется надеяться, что такие храмы как храм Жен Мироносиц, храм Преподобного Сергия, храм Вознесения Господня и другие станут такими же ухоженными очагами духовной просветительской жизни Нижнего Новгорода. Кроме самого храмостроения и воссоздания получили свое развитие и иные проекты. «Ильинская слобода» – это, прежде всего, школа культур, когда дети изучают свое историческое наследие, пишут об этом стихи, излагают это в сочинениях. Еще более радостно, что они проводят экскурсии по историческим местам Нижнего Новгорода нашим гостям. Причем делают это не только на русском языке, но и немецком, английском. И в этом плане очень отрадно, что получилось такое согласие. Восстановление храма вылилось в целую реакцию по просвещению. Себя более удовлетворенными почувствовали преподаватели учебных заведений. Почувствовали, что, оказывается, их труд нужен, востребован. И дети сегодня более ревностно подходят к изучению исторического наследия своего города. А что может быть радостно, чем такое состояние! Дай Бог, чтобы это получило свое дальнейшее развитие на весь Нижний Новгород и на всю область, и чтобы другие регионы уже просили наши планы, методические пособия.

На пресс-конференции присутствовали представители следующих СМИ:

«Нижегородские Епархиальные ведомости»
ГТРК «Кремль»
Журнал «Вертикаль»
Газета «Понедельник»
Газета «Коммерсант»
НТА «Приволжье»
ННТВ
ТВ «Вести-Приволжья»
«Волжское информационное агентство»
«Независимая газета»
РИА «Кремль»
ТК «Волга»
ТК «Сети-НН»
Газета «Пасхальный огонь»

1097846713.jpg

1097846742.jpg

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.