Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Протоиерей Владимир Краев: «Преподобный Савва положил начало действующему богослужебному уставу Русской Православной Церкви»

Протоиерей Владимир Краев: «Преподобный Савва положил начало действующему богослужебному уставу Русской Православной Церкви»

09:08, 18 декабря 2010

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

Настоятель прихода церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Воскресенского района Нижегородской области, преподаватель Нижегородской духовной семинарии протоиерей Владимир Краев рассказал о трудах преподобного Саввы:

«Иерусалимский устав, Типикон, является действующим богослужебным уставом Русской Православной Церкви. Разумеется, не весь он написан преподобным Саввой — святой адаптировал для своей Лавры устав Иерусалимского храма Воскресения. Со временем Савваитский устав переняли все палестинские монастыри, а потом и многие поместные Церкви.

Эта заслуга во многом принадлежит святому Патриарху Софронию Иерусалимскому, который письменно изложил и систематизировал устав Великой Лавры, передаваемый до него из уст в уста, и преподобному Иоанну Дамаскину, собравшему после разорения Лавры сарацинами и пожара писания Патриарха Софрония и передавшему отеческое предание Лавры святого Саввы последующим поколениям.

Современный Типикон хоть и имеет палестинское монашеское происхождение, в своем составе далеко не однороден. Он образовался путем объединения двух богослужебных практик: иерусалимской и константинопольской (так называемый Устав Великой Церкви, то есть Храма Святой Софии).

Источниками Устава также являются уставы преподобных Пахомия Великого, Венедикта Нурсийского, правила святителя Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, труды святителя Софрония Иерусалимского и преподобного Иоанна Мосха.

Основными разновидностями Устава были Иерусалимский и Студийский (по названию монастыря в Константинополе). Согласно последнему, все службы суточного круга должны были исполняться в свое время: вечерня — вечером, утреня – утром. Иерусалимский же устав позволяет объединять службы в богослужебные собрания, например, всенощное бдение, которое состоит из великой вечерни, утрени и первого часа.

Дело в том, что Студийский монастырь был киновийным (общежительным), монахи жили рядом, и им нетрудно было собираться в храм по нескольку раз в день. Монахи же савваиты были келлиотами, то есть жили порознь, причем на довольно большом расстоянии друг от друга, и собирались в храм лишь по воскресным и праздничным дням.

В древности богослужебная практика четко делилась на монашескую и приходскую. Приходское богослужение состояло в основном из пения, а монашеское пения не признавало, целиком основываясь на чтении, в первую очередь Псалтири. Современный Устав никакого разделения не знает и является единым и для монахов, и для мирян.

В наши дни Устав в полной мере и во всей строгости не исполняется практически нигде. В монастырях, разумеется, он соблюдается полнее, чем на приходах, и лишь в некоторых самых строгих монастырях он исполняется практически без отступлений.

На Руси от Крещения до XIV века господствовал Студийский устав, а в XIV-XV веках постепенно утвердился Иерусалимский, причем безболезненно, без какого то ни было директивного давления церковных властей.

Нынешний Устав полностью сложился к концу XVII века, и последняя, действующая его редакция, так называемая Адриановская, была закончена к 1695 году при Патриархе Адриане. С тех пор вносились лишь незначительные добавления, например, память новопрославленных святых.»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.