Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Протоиерей Владимир Краев: «В этот день Великий пост кончается, мы стоим в преддверии Страстной седмицы»

Протоиерей Владимир Краев: «В этот день Великий пост кончается, мы стоим в преддверии Страстной седмицы»

09:40, 16 апреля 2011

Сайт Нижегородской епархии. Текст Светланы Высоцкой.

Сегодня Православная Церковь отмечает Лазареву субботу. Об этом празднике рассказал настоятель церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Воскресенского района Нижегородской области, преподаватель Нижегородской духовной семинарии протоиерей Владимир Краев:

«В субботу шестой седмицы Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря, совершенное Господом за шесть дней до иудейской Пасхи, в которую Спаситель принял крестную смерть. Это чудо яснейшим образом свидетельствовало о Божественном всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, увидев воскрешенного Лазаря, уверовали в Господа. Святая Церковь именует Лазаря Четверодневным, напоминая нам о чуде воскрешения Спасителем четверодневного мертвеца. По воскресении своем Лазарь жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре, будучи рукоположен во епископа. По преданию, святой Лазарь удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее пречистыми руками.

Лазарева суббота завершает последнюю, 6-ю седмицу Великого поста, которая имеет особое название — «Cедмица ваий». Эта седмица всем содержанием богослужения устремлена к празднику Входа Господня в Иерусалим, называемому еще Неделей ваий, или Вербным воскресеньем. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это цель поста, то, к чему мы готовились и в чем мы должны, потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пятницу ваий несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В этот день Великий пост кончается, мы стоим в преддверии Страстной седмицы.

Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным днем. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы и осуществляется только по Триоди. Это не формальное установление, оно указывает на то, что никакое прославление святых сейчас уже не уместно — наступил такой период, когда все устремлено к единому Господу. Исключение составляет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который обязательно отмечается 7 апреля, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся. Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, так как это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

На утрене Лазаревой субботы после чтения кафизм поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися…», которые обычно поются на воскресной утрене. После этого читаются седальны и поется «Воскресение Христово видевше…». От субботы праведного Лазаря до Недели Фоминой после 8-й песни канона не поется «Честнейшую». Как и в воскресный день, после канона поется «Свят Господь Бог наш…». На литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Это связано с тем, что раньше в Лазареву субботу многие принимали Святое Крещение».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.