Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Протоиерей Владимир Пивоваров: «Современники называли преподобного Ефрема «Сирийским пророком»

Протоиерей Владимир Пивоваров: «Современники называли преподобного Ефрема «Сирийским пророком»

10:47, 10 февраля 2011

Сайт Нижегородской епархии. Текст Николая Жидкова.

В день празднования памяти преподобного Ефрема Сирина о нем и его произведениях рассказал настоятель церкви в честь великомученника Пантелеимона в Нижнем Новгороде, преподаватель Нижегородской Духовной симинарии, кандидат богословия протоиерей Владимир Пивоваров.

«Сочинения преподобного Ефрема демонстрируют хорошее знание не только произведений христианских ученых, но и «эллинской мудрости», языческой мифологии и начал тогдашнего естествознания. В своих проповедях Ефрем Сирин нередко говорит о пользе знания и образования, которое, по его выражению, «выше богатства».

Сочинения Ефрема Сирина еще при его жизни были переведены на греческий язык. По словам Иеронима, они читались в церквях после Священного Писания, как это в древности было и с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по мнению святителя Фотия Константинопольского, достигало тысячи, не считая составленных им и отчасти вошедших в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений с изложением церковного учения.

Первое место среди сочинений Ефрема Сирина занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не полностью. Среди экзегетов Восточной Церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную ценность его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди и пророчества, особенно нравоучительные. «Сирийский пророк», как называли его современники, выступает здесь как истинный оратор в христианском смысле этого слова. Его речи чужды искусственного построения и условной риторики; проповедь благодаря обилию сравнительных оборотов часто превращается в настоящую гимнологию.

Несоответствие реальной жизни христианского общества христианским идеалам наполняет душу преподобного Ефрема неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от мирской суеты, о борьбе со страстями; изображает смерть, Страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определении сыновей на общественную и государственную службу. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией, а уныние представляет тяжким грехом.

Господствующий аргумент в его учении— опора на Священное Писание, а главное содержание его— учение о жизни «для Бога и в Боге».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.