Текст Марии Курякиной
11 декабря Саровскую православную гимназию посетила ведущий специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Светлана Шестакова. Гостья осмотрела специализированные кабинеты, побывала на уроках основ православной веры, русского и латинского языков. Ребята подготовили небольшой, но очень насыщенный концерт, в который вошло исполнение авторских вокальных и поэтических произведений, театральная постановка, танец и хоровые номера. Светлана Михайловна особенно отметила старший хор гимназии под управлением преподавателя музыки Лилии Бондаренко.
Для педагогов гимназии был проведен семинар. Директор Наталия Суздальцева выступила с докладом «Миссия и служение православной образовательной организации в социокультурном пространстве города». Директор сделала обзор проектов, реализованных гимназией за шесть лет существования.
Так, учреждение сразу заявило о себе, став епархиальной экспериментальной площадкой — городским ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию. С 2012 года статус гимназии повысился до областной экспериментальной площадки на базе Нижегородского института развития образования.
Сегодня гимназия успешно взаимодействует с государственной, муниципальной и епархиальной системами образования, работает по проектному, организационно- и консультационно-методическому направлениям.
Наталия Суздальцева подробно остановилась на грантовой деятельности гимназии и на самом значимом мероприятии — Серафимовских чтениях, которые в 2014 году переросли в масштабные Серафимовские дни и продолжались в течение двух месяцев, объединив более тысячи саровчан и иногородних участников. Серафимовские дни – уникальный проект фестивального характера, не имеющий аналогов и дающий всем вовлеченным в него проявить свои таланты во многих видах деятельности.
«К сожалению, в обществе до сих пор бытует атеистическое предубеждение, что православная гимназия — это церковно-приходская школа, — сказала директор. — Мы пытаемся переломить негативные стереотипы, поэтому позиционируем себя как активных, творческих и современных людей. Благодаря этому многие дети теперь участвуют в православных конкурсах и мероприятиях, в целом растет число горожан, лояльно настроенных к вере. Это был важный этап для нашего становления и, одновременно, внутреннего роста. Но, может быть, мы уже созрели до того, чтобы усилить методическую работу, тиражируя свой опыт для других учебных заведений?»
Заместитель директора по учебной работе Ольга Козлова рассказала о возможностях повышения воспитательного потенциала урока за счет включения в него православного компонента. Свое выступление она иллюстрировала разработками уроков, выполненных учителями начальных классов. Например, на уроке русского языка дети работают не просто с текстом, а с отрывком религиозного содержания. Учителя вынуждены применять творческий подход, потому что готовых учебников нет. Ольга Николаевна поделилась своим видением учебника-тетради по основам православной веры «Беседы с батюшкой».
Светлана Шестакова, которая побывала в Саровской гимназии в 2014 году во время профессиональной аттестации педагогов, отметила динамику развития учреждения за год. По словам гостьи, и ученики, и педагоги глубже погрузились в содержание образования, формирующего православное мировоззрение и развитие личности ребенка. Светлана Михайловна отметила, что в Сарове сложилась уникальная система воспитания детей, основанная на творческой, литературной деятельности и театрализации. Сотрудник Синодального отдела посоветовала обобщить этот опыт и описать его в методическом пособии, заметив, что методические материалы для православных гимназий создаются с большим трудом: каждое учреждение пишет свою авторскую программу, и единая система пока не сложилась.
Светлана Михайловна сообщила, что с 2016 года начнет работать положение об общественной аккредитации муниципальных общеобразовательных школ с углубленным изучением православного компонента, и предложила гимназии стать ресурсным центром Синодального отдела. Результатом договора о сотрудничестве отдела с образовательным учреждением, который подписывается обычно на три года, должен стать какой-либо продукт: учебные пособия, воспитательная система, стратегия развития образовательной организации и т. п. Таким образом, деятельность учреждения становится достоянием, которым сможет воспользоваться любая православная школа, – а их сейчас в России около двухсот.
«Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выбирает в качестве экспериментальных площадок лишь те православные гимназии, у которых высокий научный уровень и потенциал, – пояснила Светлана Шестакова. – Сегодня каждая православная гимназия — это экспериментальная лаборатория, которая должна заниматься научными разработками. Системе православного образования всего двадцать лет, и многое приходится начинать с нуля. У Церкви нет ни академии наук, ни институтов, которые разрабатывали бы методические подходы. Поэтому ответственность за эти разработки ложится на ресурсные площадки, которым присваивается федеральный, общецерковный уровень».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.