Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Сегодня — суббота Светлой седмицы

Сегодня — суббота Светлой седмицы

08:56, 21 апреля 2012

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.

Сегодня — суббота Светлой седмицы. Об этом дне рассказал заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Нижегородской духовной семинарии кандидат богословия Алексей Дьяконов:

«Суббота Светлой седмицы — это один из дней Пасхальной недели, в течение которой совершается богослужение, как и в самый день Пасхи. После литургии в этот день, как и в другие дни Светлой седмицы, совершается крестный ход вокруг храма. Особенностью этого дня является чин раздробления артоса (квасного хлеба) или, иначе, «Просфоры всецелой». Употребляется артос в христианской Церкви с первых веков ее существования: святые апостолы, готовя свою обычную трапезу, всегда первое место за столом оставляли невидимо Присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Как пишет святитель Марк Эфесский (XV век), «артос служит изображением живой веры в благодатное присутствие и содействие Спасителя». В монастырях и по сей день принято ежедневно приносить артос на трапезу и полагать на особом столе — аналое.

Подражая апостолам, пастыри Церкви последующих времен установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что Пострадавший за нас Спаситель сделался для нас Истинным Хлебом жизни. Освященный артос ставят на солее перед образом Христа, где он находится в течение всей Светлой седмицы, напоминая верующим о пребывании с нами Воскресшего Спасителя.

Кроме того, по словам святителя Кирилла Туровского (XII век), артос можно уподобить ветхозаветным опреснокам, которые Древний Израиль, избавленный от рабства египетского, вкушал в дни Пасхальной седмицы. Святитель пишет: «Евреи из Египта несли по пустыне на главах своих опресноки, пока не перешли Чермного моря, после чего, посвятив хлеб Богу, они разделили его всем, и все вкушавшие были здоровы и страшны врагам. И мы, спасенные Воскресшим Владыкой от работы мысленного фараона — дьявола, износим со дня Воскресения Христова священный хлеб — артос — в продолжение целой недели и, наконец, посвятив сей хлеб Богу, вкушаем от него и храним его на здравие телесам и душам нашим».

Об этом говорит и святитель Иннокентий Херсонский, который замечает: «Вкушая хлеб сей, приведи себе на память исход израильтян из Египта и смотри — где ты сам: не в Египте ли доселе, не фараону ли, богу века сего, работаешь?»

В соответствии со смыслом Светлого праздника Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе обычно изображаются знамения победы жизни над смертью. Это либо само Воскресение Христово, либо Крест, на котором виден только Терновый венец, но нет Самого Распятого, но Воскресшего Спасителя.

В Светлую Субботу, по сложившейся в Церкви традиции, в последний раз вокруг храма совершается крестный ход со священным хлебом. Затем в конце литургии священник читает особую молитву, после чего окропляет артос святой водой со словами: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Артос раздробляется и раздается верующим.

В нижегородском крае до начала прошлого столетия существовала и своя традиция: в субботу Светлой седмицы из Оранского мужского монастыря в Крестовоздвиженскую женскую обитель совершался крестный ход с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.