Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
«Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк 12: 27), говорит Священное Писание. С переходом человека в вечность Церковь не оставляет его своим попечением. Мы верим, что молитва Церкви влияет на загробную участь: на этой вере и основано поминовение усопших в соборных и частных молитвах. Церковь освящает молитвой и подает благодатную помощь в особые, значимые для усопшего дни: третий, девятый, сороковой, ежегодные дни памяти.
Кроме частных, существуют и соборные дни памяти усопших, когда Святая Церковь молится об упокоении всех в вере скончавшихся православных христиан. Такие дни совершаются преимущественно по субботам – в связи с устройством богослужебного недельного круга, а также тем, что именно в Великую «преблагословенную» Субботу, в «день покоя», Единородный Сын Божий Своею Пречистою Плотию почивал во гробе. В Русской Церкви поминовенные субботы называются «родительскими».
Святая Церковь в определенные Уставом дни года совершает поминовение «всех от века усопших православных христиан», сподобившихся христианской кончины, а равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Устав называет эти дни Вселенскими родительскими субботами. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим празднованием дня Святой Пасхи. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: Суббота мясопустная, Суббота Троицкая, Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста.
Кроме названных выше суббот, отмечаемых всем православным миром, в Русской Церкви издревле существуют еще некоторые дни, посвященные этой цели: Радоница — общее поминовение умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (Антипасхи) и празднуемая ныне Димитриевская родительская суббота, ближайшая к 8 ноября (по новому стилю), дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
В августе 1380 года преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем. «Победиши врагов своих!», — предрек святой старец. По молитвам всей Церкви великий князь победил, положив начало освобождения России от монголо-татарского ига.
Об этой славной победе повествует «Задонщина», памятник древнерусской литературы XIV века. «Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона великого на берегу». Это время небывалого доселе единения русских раздробленных княжеств в деле спасения общей Родины. «…Не пощадим жизни своей за землю за Русскую, и за веру Христианскую, и за обиду великого князя Димитрия Ивановича!»
Средневековый автор колоритно передает картину общего предчувствия страшной битвы: «Вот уже заскрипели телеги меж Доном и Днепром, идут хинове на Русскую землю! Набежали серые волки с устьев Дона и Днепра, воют, притаившись на Мече (реке), хотят ринуться на Русскую землю. То не серые волки были — пришли поганые татары, хотят пройти войной всю Русскую землю. Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси загоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел. А уже гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно грают, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя…»
«А бились с утра до полудня в субботу на Рождество Пресвятой Богородицы», — сообщает автор, предположительно рязанский боярин Софроний.
Описывая кровопролитное сражение, он отмечает подвиг Пересвета и Осляби, братьев-монахов, благословленных на битву преподобным Сергием. «…И сказал Пересвет-чернец великому князю Димитрию Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!»
«…И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уж, брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую, и за землю Русскую, и за обиду великого князя Димитрия Ивановича».
«И воскликнул князь великий Димитрий Иванович: «Господи Боже мой, на тебя уповаю, да не будет на мне позора никогда, да не посмеются надо мной враги мои!» И помолился он Богу, и Пречистой Его Матери, и всем святым, и прослезился горько, и утер слезы».
«В тот же день, в субботу, на Рождество Святой Богородицы, разгромили христиане полки поганых на поле Куликовом, на речке Непрядве!»
Поле битвы представляло ужасающую картину. Очевидец пишет: «Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские, словно сенные стога, у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла…»
При общем количестве населения тогдашнего Русского государства потери были просто чудовищными. Очевидец пишет: «… посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи. И помиловал Бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество».
Возвратившись домой, Димитрий Иванович поспешил в Троицкую обитель к преподобному Сергию. Совершив поминовение усопших воинов, великий князь по совету святого старца предложил церковным властям учредить ежегодное поминовение убиенных воинов в субботу, ближайшую к дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), то есть перед днем своего небесного покровителя.
Со временем в эту субботу, получившую статус Родительской, стало принято поминать не только воинов, но и всех усопших родственников и близких людей. Однако первоначальный смысл этого дорогого нашему Отечеству дня сохраняется и поныне: Димитриевская суббота, установленная после Куликовской битвы, в первую очередь напоминает нам обо всех тех, кто погиб, отдав жизнь за веру и Отечество.
[v551]При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.