Текст Синодального отдела по монастырям и монашеству
Выходит в свет январский номер журнала «Монастырский вестник» №1 (25) – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.
Тема номера – «Дивеево: всемирное диво».
Выпуск посвящен одному из крупнейших монастырей Русской Православной Церкви. Серафимо-Дивеевская женская обитель, считающаяся Четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле, – один из самых популярных центров паломничества. Для Дивеева 2016 год богат на юбилеи: монастырь отмечает 190 лет со дня основания Мельничной общины, 25-летие возрождения обители и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 2016 году также исполняется 25 лет игуменства настоятельницы Дивеевского монастыря матушки Сергии (Конковой).
В день памяти преподобного Серафима, 1 августа 2015 года, село Дивеево посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своей проповеди Первосвятитель отметил: «Дивная красота сего святого места гармонично сочетается с духовной красотой преподобного Серафима. Хотя старец Серафим был смиренным затворником, а обитель Дивеевская блещет золотыми куполами, между преподобным и монастырем, между духовным подвигом и видимой красотой — огромная внутренняя связь. Этот монастырь стал именно таким, потому что преподобный Серафим явил духовную красоту Богом зданной человеческой природы».
Известный публицист и духовный писатель Eвгений Поселянин отзывался о монастыре: «Что за счастье бродить по Дивееву: пройтись по Канавке, где прошли стопы Царицы Небесной! А когда зажгутся звезды над широко раскинувшеюся обителью, и ангелы Божии залюбуются на тебя, и в ночи живее станет и ближе твое прошлое, тогда душа словно совсем отделилась от земли и вступила в вечность – не рассказать словами, что перечувствуешь тогда, и только твердишь одно: Земное небо, Земное небо!»
Читайте в журнале:
– «Земное небо». Архитектурный ансамбль Серафимо-Дивеевской обители уникален. Недаром за монастырем закрепился эпитет «Дивное Дивеево»: белоснежно-торжественные стены величественных соборов, сверкающие купола на фоне лазурного – Богородичного – неба, благолепные цветочные поляны, благоухающие сады и дивная тишина, которую не нарушает даже множество паломников. Основные архитектурные объекты Дивеева – в обзоре «Монастырского вестника».
– «В Дивеево, за пасхальной радостью!» Самый крупный женский монастырь в России (а пожалуй, и во всем мире) входит в число пяти любимых мест паломничества православных верующих. Объяснить это рационально, наверное, можно. Но причины как всегда глубже. В рубрике «Духовная география» корреспондент издания рассмотрел такую неотъемлемую сторону жизни Дивеева, как паломничество.
– «В Дивееве всем управляет Царица Небесная», – отмечает настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова). В интервью матушка Сергия рассказала о своем пути в монашество, о том, как из врача телесного (игумения Сергия окончила Московский медицинский институт, работала заведующей хирургическим отделенеим стоматологической поликлиники) стала врачом духовным для душ дивеевских сестер, вверенных ее попечению; а также об игуменском кресте, который она несет в течение 25 лет, и о том, что мешает человеку стать настоящим монахом.
– «Дивеево в лицах». В силу того что в Дивеевской обители всегда очень много посетителей, в том числе монашествующих из других городов и весей, идентифицировать среди них дивеевских сестер, которых в монастыре более 500, не так-то просто. Несмотря на крайнюю занятость и объяснимую закрытость дивеевских монахинь для интервью, «Монастырскому вестнику» удалось пообщаться с некоторыми из них, задав каждой по четыре одинаковых вопроса.
– «Главный план – жить во Христе». При своих значимости и величине Дивеево не является ставропигиальным монастырем: обитель входит в состав Нижегородской епархии и находится под надзором и попечением митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Сам владыка Георгий начинал монашеский путь в Троице-Сергиевой лавре. Туда он пришел еще юношей в качестве студента духовных школ, там принял монашеский постриг, оттуда был назначен на Нижегородскую кафедру. Его духовными наставниками, как и у игумении Сергии, были лаврские старцы. Такое «родство» особенно ощущается сегодня дивеевскими сестрами. В чем проявляется духовная связь Дивеева и Лавры, чем особенно близка владыке Георгию Серафимо-Дивеевская обитель и о многом другом журналу рассказывает сам владыка.
– «Возделывать свой сад». Корреспондент «Монастырского вестника» понаблюдал за буднями одной из насельниц Дивеева инокиней Иулианией (Игониной), которая связана с обителью уже больше половины своей жизни. Подростком она приехала в монастырь с родителями и загорелась желанием здесь остаться. Домик, в котором находится ее келья, расположен на территории Святой Канавки Божией Матери – это одно из немногих уединенных мест, где дивеевские сестры могут побыть в тишине.
– «Всех радостей Радость». Одной из главных святынь Дивеева является чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Образ Богоматери «Умиление» или «Всех радостей Радость», как называл его преподобный Серафим, был келейной иконой старца. Елеем от лампады, горевшей перед святым образом, батюшка помазывал больных, перед этой иконой он молился и в молитве перед нею отошел ко Господу. Рассказ о Серафимо-Дивеевском образе Богородицы «Умиление» – в рубрике «Искусство».
– «Первоначальницы Дивеева». У истоков Серафимо-Дивеевского монастыря стояли три святые монахини: преподобные жены Александра, Елена и Марфа Дивеевские. Три совершенно разных женских судьбы, три непохожих монашеских пути, но один итог – святость. Рассказ о преподобных женах Дивеевских – в рубрике «Святые».
– «Преподобный Серафим Саровский: пламенный ко Господу». В рубрике «Отцы Церкви» повествуется об основателе Дивеевской обители великом светильнике земли Русской, который остался в народной памяти согбенным, всегда ласковым и кротким старцем. Весь он был нескончаемая ликующая радость. Как никому из святых, Божия Матерь являлась Саровскому чудотворцу 12 раз в его жизни. Преподобный Серафим жил во Христе, воплотив в себе евангельские добродетели и достигнув главной цели христианской жизни – стяжания Святого Духа.
Почитание преподобного Серафима Саровского воистину всенародное. Иконы святого старца можно встретить во всем мире. Многие стремятся в день памяти батюшки Серафима посетить Дивеево, чтобы поклониться его честным мощам. Однако частицы мощей преподобного есть и во многих городах России. Приложиться к мощам и личным вещам Саровского чудотворца можно также в монастырях и храмах столицы, краткий обзор которых предлагается вниманию читателей.
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Вышло в свет новое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Оно не повторяет предыдущие выпуски этой книги – 1896 и 1903 годов. На основе текста, сохранившегося в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, удалось восстановить первоначальный труд священномученика Серафима (Чичагова). В него внесены все ранее вычеркнутые цензором фрагменты. О новом издании – в рубрике «Книжная полка».
Приобрести журнал «Монастырский вестник» можно в книжных лавках Троице-Сергиевой лавры, московских Высоко-Петровского, Зачатьевского, Покровского, Данилова, Новоспасского, Богородице-Рождественского ставропигиальных монастырей, а также в столичных магазинах «Сретение» и «Риза».
Подробную информацию о подписке на журнал и способах получения можно узнать по телефонам 8(495) 796 14 95, 8(495) 624 34 81.
Электронная почта: mon.vestnik@gmail.com, 28petrovka@gmail.com
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.