Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Студенты Нижегородской духовной семинарии встретились с директором мемориального музея «Бутово» Игорем Гарькавым и историком Алексеем Бегловым

Студенты Нижегородской духовной семинарии встретились с директором мемориального музея «Бутово» Игорем Гарькавым и историком Алексеем Бегловым

18:20, 13 мая 2009

Сайт Нижегородской епархии — Светлана Высоцкая
В актовом зале Нижегородской духовной семинарии состоялась встреча студентов с директором мемориального музея «Бутово» Игорем Гарькавым и историком Алексеем Бегловым. Семинаристы услышали интересную лекцию об истории возникновения расстрельного полигона в Бутове и создания на этом месте мемориального комплекса всероссийского значения.

Расстрельный полигон в Бутове, расположенный в ближнем Подмосковье, стал самым крупным в России захоронением жертв политических репрессий, за что его назвали «Русской Голгофой». До сих пор неизвестно, когда здесь закончились расстрелы «врагов» советской власти и сколько всего жертв было уничтожено, поскольку документы хранятся в секретных архивах. Но документально известно, что примерно за один год – с 8 августа 1937 года по конец октября 1938-го – здесь было уничтожено 20760 человек.

Как сообщил Игорь Гарькавый, подобные места показательных казней существуют практически в каждом регионе России. 1937 год – 20-летие Октябрьской революции – большевики отметили кровавым жертвоприношением неугодных власти людей. Это был превентивный удар по «врагам», уничтоживший целые слои населения. Сталин был потрясен результатами всероссийской переписи населения в 1937 году, в результате которой 67% признали себя верующими. Эти люди совершили настоящий подвиг исповедничества, ведь опрос проводился не анонимно, а пофамильно. Вскоре по знаменитому приказу Ежова начались казни по всей России, для проведения которых из Москвы постоянно спускались циркуляры. Репрессивные органы определяли жертвам наказание по трем категориям: расстрел, административная высылка и заключение. В каждом городе велась ночная кровавая работа. В музее Бутовского мемориального комплекса хранится архивный список 230 расстрелянных, иллюстрирующий один день работы полигона.

Репрессиям подвергались не только православные граждане России, но их было большинство. В Бутове, например, был расстрелян начальник латышских стрелков Лацис, когда-то грозивший смертью врагам революции. Простой русский рабочий, рассказавший анекдот о летчике Водопьянове – символе советской власти, и рабочий-китаец. На полигоне были убиты представители более 50 национальностей – существовал отдельный приказ о национальных квотах. Однако более 70% убиенных – простые русские крестьяне. Много и православных священнослужителей — 330 из них канонизированы Русской Православной Церковью в последние годы. Игорь Гарькавый продемонстрировал групповую фотографию из архивов НКВД, где рукой одного из палачей на каждом священнослужителе были поставлены крестики, а под фотографией — уточнение: \»обвиняемые\». То есть из тысяч людей сознательно выбирали служителей Христа. В Бутове был расстрелян и 82-летний митрополит Серафим (Чичагов), которого привезли сюда в инвалидной коляске, уже не способного ходить. Настоятелем бутовского храма в честь новомучеников и исповедников российских является священник Кирилл Каледа, внук расстрелянного здесь священника Владимира Амбарцумова.

Бутово – это общая могила, в которой находится огромное количество засыпанных землей человеческих костей. До того как здесь в 90-е годы начались археологические работы, очертания погребальных рвов можно было определить по лужам, которые долго оставались в весеннее время на осевшей земле. В настоящее время исследователи насчитывают 13 крупных погребальных рвов и считают, что общее количество жертв достигает 50 тысяч. Однако плотность захоронений в разных рвах до сих пор неизвестна.

В 2007 году Бутовский мемориальный комплекс посетил Владимир Путин, который назвал происходившие там расстрелы безумием и уничтожением лучших людей. Интересно, что после этого визита Путина, тогда президента России, петербургские чиновники проявили оперативный интерес к Левашовской пустоши, одному из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга, где было захоронено около 45 тысяч жертв массовых репрессий при Сталине в 1937–1954 гг. Это место долгие годы находилось в запущенном состоянии.

В завершение встречи Игорь Гарькавый и Алексей Беглов призвали нижегородских семинаристов пополнять коллекцию воспоминаний «Русская Церковь в ХХ веке», которая была создана в Бутовском мемориальном комплексе, записывая свидетельства о гонениях на Церковь «церковных бабушек», из которых через десять лет уже никого не останется в живых. Ведь у Церкви как у Тела Христова есть свои раны, и многие из них пока не залечены. Подобные свидетельства очевидцев и мемориальные места типа Бутовского полигона, которые должны быть созданы во многих городах России, могут в большой степени повлиять на итоговое осмысление непростой истории нашей страны в ХХ веке.

Хочется верить, что однажды благодаря им в российском обществе свершится справедливый суд над преступлениями большевизма и коммунизма, Сталина не назовут в школьных учебниках эффективным менеджером и в таких масштабных телепроектах, как «Имя Россия», он не займет третью строчку после святого Александра Невского и Петра Столыпина, опередив Александра Пушкина.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.