Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова. Фото Георгия Ликина.
9 января – день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. О нем рассказал клирик церкви в честь преподобного Сергия Радонежского города Нижнего Новгорода священник Игорь Балабанов:
— Шестая глава Книги Деяний святых апостолов сообщает, как были поставлены первые диаконы. Число верующих первой христианской общины увеличивалось, и среди них начали обнаруживаться некоторые нестроения. Апостолам тяжело стало обходиться без помощников и тогда они решили избрать из своей среды особых мужей — диаконов, среди которых был Стефан. Все они посвящали себя не только хозяйственным делам и благотворительности, но и возвещению Слова Божия. Исполняя завет Писания, Стефан активно выступал как проповедник.
За что же он был побит камнями? Говоря о сущности веры, Господь Иисус Христос указывал на главное — доверие Богу. Он называл Иерусалимский храм домом молитвы. Сам неоднократно приходил туда молиться, однако не считал сами камни и убранство храма чем-то безусловным: здания могут быть разрушены, нерушимы лишь Дух и Истина. Именно это учение Христово о второстепенности внешнего культа и сделал архидиакон Стефан основой своей проповеди.
Но следует рассмотреть, что представляло собой учение евреев о храме. Они превозносили свой храм не из-за его архитектурного великолепия, но потому, что Бог обещал: в храме будет обитать Имя Его, что Он Сам там будет встречать людей Своих. С течением времени евреи стали полностью отождествлять Бога с храмом и считали, что храм гарантирует им Божию защиту от всех бед, а разрушение храма означало бы, что Бог покинул их. Именно против такого понимания неоднократно выступали еврейские пророки, но евреи упорно верили, что, пока Иерусалимский храм стоит, пока совершаются жертвы, ничего плохого с народом случиться не может.
И Сам Христос, и архидиакон Стефан учили, что с момента Боговоплощения уже не важно, где человек будет совершать поклонение и молитву: все зависит от его внутреннего состояния. Эти слова о второстепенности внешнего культа и возмутили радикально настроенных иудеев. В своей пламенной речи перед синедрионом святой Стефан сказал, что Бог не привязан к какому-либо конкретному месту. Где бы ни находился Его народ или отдельные его представители (например, Авраам был в Уре халдейском) Бог везде сопровождал, помогал, оберегал Свой народ.
Второй важный смысл речи святого Стефана в том, что не он является нарушителем Закона, а сами евреи извратили понимание Закона и на протяжении всей своей истории выступали против своих благодетелей, побивали камнями пророков. Таким образом, архидиакон Стефан, по сути, из обвиняемого сам выступил в роли обвинителя.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.