Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

19:32, 22 октября 2022

Текст Дарьи Петровой и официального сайта Московского Патриархата. Фото Глеба Пушменкова

Вечером 22 октября в ходе визита в Нижегородскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.

У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали учащиеся православных гимназий Нижегородской области.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископ Дальнеконстантиновский Филарет; епископ Городецкий и Ветлужский Августин; епископ Выксунский и Павловский Варнава; епископ Сормовский Иннокентий; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь Александро-Невского кафедрального собора; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Симагин, благочинный Канавинского округа Нижегородской епархии; протоиерей Евгений Худин, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии; духовенство Нижегородской митрополии.

В храме присутствовали: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, член Совета Федерации ФС РФ от законодательной власти Нижегородской области Александр Вайнберг, член Совета Федерации ФС РФ от Нижегородской области Владимир Лебедев, председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, учащиеся православных гимназий Нижегородской области, воспитанники православных детских садов Нижнего Новгорода, волонтеры Нижегородской епархии.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор кафедрального собора под управлением Ивана Бродяного.

Патриаршее богослужение транслировалось на телеканалах «Союз», «Спас», ННТВ, сайте информационного агентства «Время Н» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

По окончании богослужения митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству крест и две панагии, а также список Корсунской иконы Божией Матери.

Обращаясь к Предстоятелю Русской Православной Церкви, глава Нижегородской митрополии сказал: «Сегодняшний день без преувеличения можно назвать историческим, потому что Вы приехали на Нижегородскую землю и возглавили богослужение. Мне бы хотелось выразить Вам благодарность за Ваш визит и возможность соборно помолиться, тем более, что сегодня с нами здесь молится наша православная молодежь и наши гимназисты. Именно они — будущее нашей Церкви и нашей Родины. В прошлом году мы праздновали 800-летие Нижнего Новгорода, а в текущем году — 350-летие Нижегородской епархии. И Ваш приезд стал еще одним торжественным событием, которое завершает череду мероприятий, приуроченных к празднованию этих двух юбилейных дат. Сегодня совершается память Корсунской иконы Божией Матери, и мы бы хотели преподнести Вам этот образ, а завтра Вы освятите Благовещенский собор в Дивееве и тем самым впишете еще одну страницу в летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно благодарю Вас за слова и за дивный подарок, который, конечно, помещу где-то совсем рядом с тем местом, где я постоянно пребываю, чтобы, взирая на дивный образ Богоматери, вспоминать землю Нижегородскую, вспоминать сегодняшнее богослужение и Вашу доброту.

Царица Небесная — над всеми нами, Ее Покров — над землей Русской, и, наверное, этой силой, которая ниспосылается Пречистой Девой Марией, и спасается наша страна в самых трудных обстоятельствах, во время междоусобных браней, во время нашествия иноплеменников. Верим, что и в это непростое время, когда многие ополчились на Русь Святую, Царица Небесная будет простирать над нами, над Отечеством нашим Свой Покров, и верим, что Ее предстательством пред лицом Божиим, пред лицом Сына Ея, Господь даст нам силу сопротивляться злу, греху и всякой неправде и сохранить Отечество наше невредимым и непобежденным и души наши невредимыми и непобежденными силами зла.

Сегодня очень много молодежи в храме, я радуюсь этому и потому хотел бы в своем слове сказать что-то такое, что им близко и понятно, с чем они знакомы. У Сергея Бодрова, знаменитого нашего актера и режиссера, был фильм, который назывался «Брат». Многие его посмотрели, и вот в этом фильме есть такой диалог главного героя с другим персонажем. Главный герой, обращаясь к своему собеседнику, говорит: «В чем сила, брат?» И сам же отвечает: «Сила, брат, в правде». Герой фильма был, конечно, прав — сила в правде; только есть одна недосказанность в этом диалоге — правда-то у каждого своя! Почему люди ссорятся? Потому что у каждого своя правда. Почему страны воюют? Потому что у каждой своя правда. Послушать дипломатов, политиков, которые защищают ту или другую сторону: и там, и там очень убедительные аргументы. Почему? Потому что у каждого своя правда.

А чему нас учит Господь? Что не может быть двух правд. Есть только одна правда, а все остальное — это либо приближение к правде, либо ее искажение. Правда может быть только одна — по каждому вопросу, по каждой проблеме, по каждой конфликтной ситуации. И с христианской точки зрения в той части фильма, который я сегодня упомянул, надо было сказать: «Брат, правда-то в Боге». А почему в Боге? А потому что Бог являет собой абсолютную Правду. В слове Божием содержится абсолютная правда, и нет в нем ни тени неправды, ни тени искажения истины. Вот, наверное, поэтому слово Божие и не могут принять, — потому что живут в неправде, привыкли к неправде, далеки мыслями своими от Божественной правды. Но правда — только то, что исходит от Бога. Открываешь Евангелие, и там каждое слово есть правда, для всех народов, для всех наций, для всех государств, для людей разного пола и разного возраста. Одна правда на всех, и эту правду нам явил Сам Господь.

А что же нужно делать в ответ на эту величайшую милость? Философы на протяжении многотысячелетней истории человечества пытались открыть людям некую правду, и у каждого философа была опять-таки своя правда, так что и ссорились они, и мирились, а ни для кого единой правды не было. Но Господь во Христе Иисусе, через слово Свое, даровал нам абсолютную правду, без всякой тени искажения. Что же нам тогда остается делать? А нам остается принять эту правду и жить по ней, жить по слову Божиему.

Вот тут-то и начинается самое трудное, потому что правда Божия нудится, то есть силой овладевается (см. Мф 11:12). Ведь для того чтобы принять Божию правду, нужно в самом себе победить склонность к неправде, склонность к греху, склонность к ошибочному поведению. И потому попытки следовать Божией правде — это очень правильные попытки, это некий путь, по которому должен идти человек. Он не войдет сразу в Божию правду и не овладеет истиной, но само движение навстречу Божией правде уже спасительно, уже радостно, уже наполняет подлинным смыслом человеческую жизнь.

Каждый из нас — на пути к этой абсолютной правде, и только Господь может измерить ту дистанцию, которая каждого из нас от этой правды отделяет. Эта дистанция и будет критерием при оценке нашей жизни на Страшном и последнем суде Божием. Ну, а пока мы здесь, пока мы в теле своем, пока мы руководствуемся своим разумом, своей волей, своими чувствами, мы должны максимально впитать Божию правду в свое сознание, соединить ее со своей жизнью, сделать актуальной, научиться применять Божию правду при оценке всего того, что с нами происходит на уровне нашего сознания, на уровне нашей воли, на уровне наших чувств и действий. И если у нас будет этот навык применения Божией правды к самим себе, то мы сможем применять этот критерий и по отношению к другим. С осмотрительностью, чтобы не впадать в осуждение; но само явление правды Божией в нашей жизни поможет нам увидеть и в других людях как правду, так и ложь. А разве не в этом заключается высшая человеческая мудрость и высшая проницательность, чтобы понимать, кто перед тобой — друг или враг, говорящий правду или говорящий ложь, по-настоящему вдохновенный руководитель, который желает для тех, кто идет за ним, добра или тот, кто ведет в пропасть? Так вот, все то, что является жизненно необходимым для человека — способность ориентироваться в историческом пространстве, в пространстве реальной жизни — даруется тому, кто правду Божию поставляет превыше всего и старается жить этой Божией правдой.

Да поможет Господь всем нам, всему нашему народу, на который сегодня обрушивается очень много соблазнов. Страну нашу и народ наш критикуют, учат, как нам жить, что нам делать, по какому пути идти. Именно в связи с этими сетованиями и обвинениями в адрес России и нужно помнить, что у нас свой исторический путь. И для того чтобы быть уверенным в правильности этого пути, мы должны соотносить его, а значит, и свои действия с Божией правдой, и тогда никакие соблазны не омрачат нашего сознания и не ослабят силы нашей национальной жизни.

Сегодня мы действительно вошли в полосу очень непростых международных отношений, но правда превыше всего, и нельзя идти на компромисс с ложью, даже если эта ложь очень сильная. Ведь отцом лжи является диавол (см. Ин 8:44), так что идти на компромисс с ложью значит идти на компромисс с диаволом, а диавол не желает нам добра. Вот почему очень важно, мои дорогие, в первую очередь хранить веру, потому что через веру православную нам является высшая мудрость, открытая в Божественных заповедях, в духовном опыте, в опыте молитвы, в соприкосновении с Богом.

Именно поэтому сейчас то самое время, когда всем надо укрепляться в вере, особенно всем нашим колеблющимся, интеллигентам, которые одной ногой в Церкви, другой вне Церкви. Нужно заканчивать эту дихотомию, это разделение, нужно действительно принимать веру наших отцов и праотцев как великую силу, которая уберегала и спасала наш народ. И сегодня, несомненно, вера будет вдохновлять нас на пути любви и служения Отечеству нашему и на пути любви друг ко другу.

Да поможет всем нам Господь, в первую очередь, ничего не бояться. Находясь на Нижегородской земле, в городе Лукоянове, я вспомнил эти слова, которые говорил мой благочестивый дед — исповедник, прошедший многие тюрьмы и лагеря за свою веру в Бога. В 50-е годы он приехал в Ленинград, где мы тогда жили, рассказывал о своей тяжелой жизни и учил меня: «Ничего не бойся, кроме Бога». Если мы стараемся применить к своей жизни эту заповедь мудрого человека, мы становимся очень сильными. Если мы боимся Бога, то есть стремимся исполнять Его закон, мы становимся очень сильными. А жизнь вне рамок Божиего закона — это слабость.

По-настоящему ответить на вопрос героя Сергея Бодрова может глубоко верующий человек. Только он может сказать, в чем сила. Сила — в правде, но в Божией правде. Следуя именно этому пониманию того, что есть высочайшая ценность в человеческой жизни, мы можем и душу свою спасти, и Родине послужить, и ближнему своему протянуть руку помощи. И да поможет нам Господь в том, чтобы мы шли именно таким, а не каким иным историческим путем, — каждый из нас и все мы вместе как Церковь Христова Православная, да и весь наш народ. Милость Божия, Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывают над землею Русскою и над этим прекрасным градом на берегах Волги. Аминь».

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополит Георгия за труды и вручил главе Нижегородской митрополии памятные крест и панагию. В дар храму Святейший Владыка передал Смоленскую икону Божией Матери, а верующим благословил раздать иконки благоверного князя Александра Невского с Патриаршим благословением.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.